Определение, задачи и принципы психологии как самостоятельной науки

Психология как самостоятельная наука возникла достаточно недавно по меркам  истории наук.

Большинство достижений этой науки было за последние 150 лет или около того. Многие говорят, что задатки её можно проследить до Древней Греции, 400-500 лет до нашей эры. Но это было философское направление с Сократом, Платоном, Аристотелем.

Психология как наука не развивалась пока Декарт (1596 — 1650) не написал в 17 веке о ней. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет людей от животных. Он, однако, верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, не так!

Из этой влиятельной работы пришли другие важные философии о науке, в том числе работы Спинозы (1632 — 1677) и Лейбница (1646 — 1716). До этого времени не было единой, научной, отдельной дисциплины.

Как трактуется учение

Психология как самостоятельная наука  трактуется  по-разному, но  принято считать, что  это учение в первую очередь о психике, а так же о её выражении, возникновении и развитии.
Даже само греческое слово «психология» происходит от греческих «psyche» (душа) и «logos» (какое-либо учение или же наука). Психология как самостоятельная наука Исходя из такого определения считается, что существует отдельный от окружающей среды внутренний мир человека, своеобразная субстанция, которая будет не похожа ни на что другое, но при этом может быть изучена с помощью науки. Действительно, мы друг на друга не похожи и любой из нас имеет свои помыслы, идеи, чувства и эмоции.

Чем занимается?

Обычно учёные разделяют науку психологию на:

1) Процессы психики:

  • познавательные, например память, речь, осязание и обоняние, мыслительные процессы;
  • эмоционально-волевые, например эмоция и воля.

2) Явления психики:

  • ощущение человека в данный момент времени (злость, радость, одушевление, апатия и т.д);
  • чертами, который обладает человек (его навыки, характер, личностные качества, особенности).

Таким образом, мы можем сказать, что психология – это наука о психических явлениях, процессах, качествах и свойствах.

Этим определением пользуется, например известный советский и российский психолог Р.Немов и другие. Р.Немов написал нормативные учебники российской науки по данному направлению.

Другой знаменитый психолог (а так же психиатр и психоаналитик) считал, что психология это наука о «бессознательном) и о том, как оно влияет на человека. Он ввёл такие термины как Эго и Суперэго, контрастировал Сознательное и Бессознательное, а также положения, принятые в обществе.

Две другие знаменитые школы дают другое определение слову:

1. Бихевиористы – как дисциплину о поступках и нравах человека, что оказало большое влияние на развитие учения и развило такое направление как экстремальная психология.

2. Другая школа, так называемая гештальтпсихология, изучает психологию как науку об одном целостном процессе.

Беря во внимание существование такого большого количества школ, мы не можем дать точного понимания, что является предметом психологии.

Задачи, которая ставит психология как  наука:

1. Исследование, освоение, познание психических процессов.
2. Оценка выражения этих психических процессов.
3. Введение изученных процессов и знаний в обычную жизнь и деятельность людей, и помощь им тем, кому она нужна.

Принципы, которым следует психология как наука:

1. Детерминизм. Этот принцип гласит о том, что психика подвергается воздействием извне, со стороны окружающего мира, главным образом от социума. Сознание как таковое появляется только в обществе и не может существовать без него.

2. Принцип единства сознания и деятельности. Главным фактором возникновения сознания у человека – труд. Деятельность определяется сознанием, с помощью сознания человек имеет возможность создавать план своей деятельности, ищет способы реализации и берёт в учёт конечный результат.

3. Принцип преобразование психики с помощью деятельности. Частичный детерминизм, предполагает, что человек появляется на свет с физиологически обусловленными способностями. Но чтобы реализовать их, человек должен прибегнуть к определенной деятельности, иначе они останутся несформированными.

4. Индивидуальный подход. Каждый человек отличается своими заложенными изначально умениями, по своим личностным качествам (характер, навыки и т.д). Подход должен осуществляться с учётом всех этих особенностей каждого человека.

5. Психика должна изучаться с учётом истории развития человечества, истории развития человека в разный период времени.

История и возникновение

Древнегреческий философ  Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень сильно верил во влияние индивидуальных различий на поведение. Считал, что поведение играет ключевую роль в развитии понятия «психическое здоровье», полагая, что ум нуждается в стимулировании искусством. Аристотель, ученик Платона, твердо верил в мысль, что тело сильно влияет на ум — можно сказать, он был ранним биологическим психологом.

Устав от многолетних спекуляций, теорий и споров, и принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как самостоятельная наука начала возрождаться только в конце 1800-х годов.

Немецкий психолог Вильгейм Вундт создал первую лабораторию этого учения в 1879 году где использовались научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и отказом от любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения. И позже, когнитивные психологи приняли этот строгий (т. е. осторожный), научный, лабораторный подход.

Когда задают вопрос » кто является основоположником психологии?» многие люди отвечают «Фрейд». Вопрос о том, так это или нет, открыт для обсуждения, но если мы спросим, кто является начинателем экспериментальной психологии, мало кто, ответит таким же образом. Откуда взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время, чтобы консолидироваться. Понимание поведения, мыслей и чувств сложно для объяснения, почему психология как самостоятельная наука в значительной степени игнорировалась между древнегреческими временами и 16-м веком.