Физики измерили ключевой параметр превращения нейтрино и антинейтрино

Частица нейтрино — электрически нейтральная элементарная частица, которая возникает в результате ядерных реакций разного типа, в частности на ядерных реакторах, или рождается на Солнце и попадает на Землю с космическими лучами. Она отличается крайне высокой проникающей способностью. Нейтрино всегда является левополяризованной частицей появляющейся в паре с позитроном, а антинейтрино правополяризованной частицей появляющейся с паре с электроном.

Нейтрино может пролететь сквозь сотни метров бетона и «не заметить» препятствия.
нейтрино и антинейтрино

Антинейтрино и нейтрино

Участники эксперимента с нейтринными детекторами Дайя-Бэй (Daya Bay Reactor Neutrino Experiment) по исследованию «превращений» нейтрино — ученые из Китая, США, Чехии и России  измерили ключевой параметр этих превращений, что позволит понять, почему во Вселенной доминирует материя и почти нет антиматерии, говорится в сообщении научной группы.

Наши точные измерения закончат описание нейтринных осцилляций и проложат путь к пониманию асимметрии материи и антиматерии во Вселенной, — сказал руководитель проекта И Фан Ван (Yifang Wang) из китайского Института физики высоких энергий.

Физиков интересует так называемая осцилляция частицы — способность частиц менять «аромат». Всего есть три «аромата» нейтрино:

  • электронные (рождаются в ядерных реакторах),
  • мюонные (при распаде пионов),
  • тау (возникают при столкновении частиц в ускорителях).

Участники эксперимента Дайя-Бэй исследуют один из типов таких превращений — переход электронного нейтрино в тау и мюонные.
В эксперименте используются восемь детекторов, помещенных глубоко под землей в трех экспериментальных залах. Они будут фиксировать антинейтрино, которые генерирует ядерные реакторы электростанций на юге Китая. Первый, «ближний» экспериментальный зал с двумя детекторами находится в трети километра от электростанции Дайя-Бэй, второй, тоже с двумя детекторами, — в полукилометре от электростанции Лин Ао.

Третий зал с четырьмя детекторами расположен в двух километрах от реакторов, на расстоянии, на котором антинейтрино достигают максимальной амплитуды своих «колебаний». Детекторы тщательно изолированы от космических лучей и заполнены веществом, сцинтиллирующим (дающим вспышки) при попадании нейтрино.
Для описания осцилляций нейтрино используют так называемую матрицу Понтекорво-Маки-Накагавы-Сакаты, в верхней строке которой стоят так называемые углы смешивания тета-12, тета-23 и тета-13. Первые два значения уже известны, а значение третьего, самого маленького, было ограничено сверху. Теперь ученые заявили, что им, наконец, удалось измерить параметр тета-13.
Углы смешивания: величина для описания осцилляций при которых частицы одного типа могут со временем превратиться в частицы другого сорта или же в антинейтрино.
Эксперимент получил ненулевое значение для угла смешивания  тета-13 со статистической значимостью 5,2 стандартного отклонения (для открытия требуется уровень 5 стандартных отклонений)… Анализ показал, что квадрат синуса удвоенного угла тета-13 равен 0,092, — говорится в статье ученых.

Асимметрия между материей и антиматерией

Всего за 55 дней сбора данных ближние детекторы зафиксировали более 80 тысяч электронных антинейтрино, а дальние — 10,4 тысячи. При этом отношение ожидаемого и наблюдаемого числа антинейтрино составило 0,94.
Ненулевое значение угла тета-13 означает, в частности, что существует асимметрия между нейтрино и антинейтрино — так называемое CP-нарушение.

Факт асимметрии позволил объяснить, почему антиматерия во Вселенной исчезла, а материя сохранилась — ведь сразу после Большого взрыва антиматерия и материя должны были появиться в одинаковых долях.

«Все эффекты, связанные с CP-нарушением, исчезают, если тета-13 равно нулю», — сказал теоретик из Института перспективных исследования в Принстоне Пол Лангакер (Paul Langacker).
Эксперимент возглавляют ученые из китайского Института физики высоких энергий, Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США) и Брукхейвенской национальной лаборатории (США). В нем также участвуют специалисты из Гонконга, Тайваня, Чехии и российского Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне.

Оставить комментарий

.