Способность к обучению как развитие познавательных возможностей

Способность к обучению не всегда связана с высоким интеллектом ребенка и умственным развитием.

Почему дети, которых объявляли неспособными к обучению в школе, после школы порой проявляют недюжинные способности к обучению?

Думается, что правильно понять и правильно объяснить подобного рода чудеса можно только в том случае, если мы будем говорить не только о способности  к обучению, но и о возможности учителя обучать своих учеников.  В самом деле, если ученика объявили необучающимся, а он продемонстрировал свою способность к обучению после школы, то выходит, что учитель не смог обучить ребенка.Способность к обучению

Обучаемые и необучаемые

Деление детей на обучаемых и необучаемых связано с неверным представлением педагогов о сознании, мышлении, уме, умственных свойствах личности  детей.

Современный педагог полагает, что ребенок рождается с уже готовым умом, способным усваивать знания, сообщаемые ему учителем. Действительно не все дети при рождении получают в дар от природы или от Бога ум, способный усваивать знания. И вместо того, чтобы формировать и развивать ум, мышление детей, педагоги ограничиваются передачей готовых знаний, которых якобы только и не хватает им.

Учёные уверены в том, что уже на двадцать пятой неделе в утробе матери будущий человек умеет мыслить. При таком понимании после рождения остается только сообщить ребенку необходимые для него знания. Ребенок возьмет сообщаемые ему знания.

При таком понимании способности к обучению учебный процесс представляется в форме:

Учитель — Педагогическая деятельность — Ученик

Не все дети поддаются педагогическому процессу по получению знаний в форме дрессировки, мозг человека содержит в себе возможность учения тому, чему учится животное в процессе дрессировки, но он содержит в себе возможность обучения и тому, научиться чему животное не способно. Оно не способно научиться познавать мир в форме понятий, но и человек может не развить в себе собственно понятийное мышление, если в его обучении доминируют принципы дрессировки, даже если это происходит на уровне словесно-логического мышления.

И на уровне словесно-логического мышления могут сформироваться стереотипы, образующие замкнутый мир представлений, лишенный способности к саморазвитию.

Развитие познавательных свойств личности

Человек может приобретать, усваивать новую информацию, что может изменять количественное содержание сознания, но оно будет лишено качественных преобразований, проявляющихся в развитии познавательных способностей.

Человек тем и отличается от животного, что он преодолевает, раздвигает пределы и границы своих познавательных возможностей. Сначала под руководством своего учителя, а затем, если у него сформируется соответствующий тип мышления, это происходит как процесс саморазвития мышления.

Животное, лишенное воздействия своего учителя, не способно к умственному саморазвитию. Но и человек может терять эту способность, если он ограничивается приобретением готовых знаний и готовых правил их использования. Попыткой преодолеть ограниченность сформировавшегося в процессе такого обучение интеллекта служит репетиторство, больше похожее на дрессировку, чем на развивающее ум обучение. Репетиторы и учителя давно сложившийся союз.
В действительности учебный процесс существенным образом отличается от дрессировки животных в цирке. способности учиться
В сознании школьника помимо его воли наука отождествляется с личностью учителя. Отношение ученика к учителю как личности переносится на способность к обучению.

Если в сознании ученика сформировался положительный образ учителя, то он определяет и положительное отношение к учебному предмету, что проявляется в готовности и желании изучать его.