По данным переписи населения порядка 3 миллионов американцев претендуют на русское происхождение, но более реалистичный взгляд предполагает, что есть только 750 000 американцев этнического русского происхождения. Сколько русских в Америке означает, что они либо родились в России, либо имеют по крайней мере одного родителя или дедушку этнического русского наследия.
Из них:
- 44 процента этого числа проживают на северо-востоке (в районе Бостона)
- 16% на Среднем Западе
- 18% на юге США
- 22 % в западных районах
Сколько в Америке владеют русским языком
Если уточнить сколько русских в Америке владеют русским языком, то порядка 250 тысяч человек. Они предпочтительно читают русские книги (russian books) или читают русские книги онлайн (russian books online).
Как правило, иммигрантские общины сосредоточены вокруг крупных восточных православных или русских церквей, как на Аляске, так и в крупных городах США и вокруг них, таких как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Детройт и Бостон, где вновь прибывшие иммигранты имеют больше шансов получить работу.
История русских переселенцев в Америку
Первые русские торговцы и миссионеры добрались до Аляски из Сибири в 1741 году, когда два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова достигли берегов североамериканского континента. Первое постоянное русское поселение в Америке было основано без официального разрешения правительства на острове Кадьяк в 1784 году торговцем мехом Григорием Шелиховым. Впоследствии это предприятие переросло в российско-американскую компанию, получившую в 1799 году разрешение от российского правительства.
Восемь миссионеров из Валаамского монастыря прибыли на Аляску в 1794 году и начали строительство церквей и школ. Они также изучали языки коренных народов, а затем смогли обратить Алеутов и индейцев в православие и ходатайствовали от их имени перед русской администрацией в случаях несправедливого обращения. Русские мужчины всех рангов женились на местных женщинах, и возникла община с экономической базой земледелия и торговли мехом. Судостроение началось в 1807 году, а поселение Ново-Архангельск переименованный в Ситку стала столицей Аляски в 1808 году.
Российские владения на Аляске были проданы Соединенным Штатам в 1867 году за 7 200 000 долларов.
Россия считала Аляску убыточной из-за сокращения поголовья животных, а также роста территориальной напряженности между Россией и Великобританией. Большинство русских, поселившихся на Аляске, вернулись в Россию, но многие переселились в Южную Аляску, Калифорнию и некоторые части штата Орегон.
Иммиграции в Америку
Сколько русских в Америке появились за счет волн иммиграций в разные годы.
Первая волна: свобода от религиозных преследований
Первая волна массовой иммиграции из России произошла во второй половине XIX и начале XX века до первой мировой войны.
Большинство из прибывших были евреями, бежавшими от оседлости (территория, созданная в 1786 году после раздела Польши, где евреи были вынуждены жить).
Многие русские евреи поселились в Нью-Йорке и других крупных американских прибрежных городах. Как и предыдущие еврейские эмигранты, многие из них пошли в бизнес, а дети российских евреев посещали университеты. Русские евреи отличались от американских евреев тем, что они придерживались высокой православной религиозной практики. Брак между евреями и неевреями среди иммигрантов был очень необычным событием.
Другие иммигранты включали русские религиозные пацифистские группы, которые находились в конфликте с русской православной церковью. Среди них были и русские Молокане и русские старообрядцы (староверы).
Русские Молокане
Название «Молокань» происходит от русского слова молоко, так как члены этой группы не воздерживаются от молока и других продуктов во время православных постов. Речь идет о тех, кто подвергся гонениям как со стороны Русской Православной Церкви, так и со стороны государства за свои нетрадиционные верования и обычаи.
Русские Молокане поселились в основном в районе Лос-Анджелеса, а затем в долине Уилламетт в штате Орегон. Хорошие трудовые навыки ценились больше, чем формальное образование. Молоканская община характеризуется изолированностью от внешнего мира, сильным акцентом на сельскохозяйственные работы и посещаемостью частых религиозных служб, называемых собранием.
Русские Старообрядцы (Староверы)
Это название относится к потомкам православных русских, предки которых отказались принять современные церковные реформы середины XVII века. Многие из русских старообрядцев поселились в Орегоне и на Аляске. Члены общины, как правило, говорят по-русски и обычно одеты в одежду, напоминающую крестьянство восемнадцатого и девятнадцатого веков. В соответствии со старым обрядом, три элемента, данные при крещении—рубашка, пояс и крест,—должны носить все время верующие. Отсюда мужчины и мальчики видны в длинной русской рубашке или рубашке, опоясанной поясом. Женщины и девушки удлиняют рубашку, чтобы сформировать комбинацию блузки и сарафана, иногда с крестьянским фартуком.
Старообрядцы строго придерживаются церковных обрядов продления периодов поста, длительных церковных обрядов и не позволяют посторонним питаться с ними в своих домах или посещать богослужения. В штате Орегон они создали преимущественно сельскохозяйственную экономическую базу, приобретая земли для выращивания ягод и фруктов, а также зерна для крупного рогатого скота.
На Аляске староверы являются успешными коммерческими рыбаками и строителями коммерческих рыболовецких судов.
Вторая волна: побег от революции
Вторая волна иммиграции из России началась после Октябрьской революции и Гражданской войны 1917-1921 годов. Насильственные мятежи, разрушение собственности и политический радикализм вспыхнули во всех новых советских государствах, заставив почти 2 миллиона бежать.
30 000 человек прибыли непосредственно в Соединенные Штаты, другие поселились во Франции и Германии. Большинство составляли бывшие царские чиновники, аристократы, промышленники, лавочники, учителя, юристы, военные, представители духовенства. Поскольку многие из этих иммигрантов были выходцами из богатого правящего класса царской России, они, как правило, находили работу, аналогичную их прежним профессиям, которые можно было найти в крупных городских районах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Бостон и Сан-Франциско.
Третья волна: обещание Америки
Третья волна произошла после Второй Мировой войны, во время которой миллионы европейцев, включая русских, были вынуждены покинуть свои дома. Эта волна принесла около 50 000 человек из Советского Союза в США. Большинство переехало не напрямую из Советского Союза. Некоторые были вывезены в лагеря в нацистской Германии во время войны, другие бежали на запад, спасаясь от наступающей Советской Армии в 1944 и 1945 годах. Другие были «белыми » (антибольшевистскими) русскими, которые в 1920-х годах поселились в восточноевропейских странах (Чехословакия, Югославия, Польша и Прибалтика), которые попали под Советское влияние после Второй мировой войны.
После окончания Второй мировой войны западные державы, включая Соединенные Штаты, были обязаны репатриировать (отправить обратно) всех лиц, проживающих в Западной Европе, которые родились на Советской территории. Первоначально военные власти Соединенных Штатов Америки в Европе сотрудничали в рамках программы репатриации, и в период с 1945 по 1948 год 2 миллиона российских беженцев были возвращены в Советский Союз.
Многие русские иммигранты, прибывшие в третью волну и обосновавшиеся в Соединенных Штатах после Второй Мировой Войны, стали жертвами широко распространенных подозрений в том, что они были советскими агентами и шпионами, проникшими в Российскую эмигрантскую общину в Соединенных Штатах. Антисоветские чувства были на подъеме. Расследования конгресса, инициированные сенатором Джозефом Маккарти, о проникновении коммунистов достигли своего пика в начале 1950-х годов, и многие русские были ошибочно обвинены в коммунистической деятельности или симпатиях. Будь то в Европе или Северной Америке, для иммигранта не самое подходящее время признавать русское происхождение. Многие из выдающихся признали, что они уже американские ученые.
Русские поселились в крупных американских промышленных районах, таких как Нью-Йорк и Чикаго, став инженерами, педагогами, государственными служащими и рабочими завода.
Четвертая волна: идеологическая
Четвертая волна иммиграции из Советского Союза представляла собой борьбу противоречивых идеологий и политических систем. Основными причинами иммиграции из Советского Союза были широко распространенный антисемитизм, жесткий государственный контроль за жизнью простых граждан, сложная экономическая ситуация.
При советской власти в 1960-х и 1970-х годах строгий государственный контроль затруднял иммиграцию.
400 000 евреев хотели покинуть СССР, но в течение многих лет им отказывали в разрешении на это, тем самым зарабатывая себе имя отказников. В начале 1970-х годов Советский Союз согласился разрешить эмиграцию 250 000 граждан, что было вызвано поправкой Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 года, которая требовала от советских властей отмены запрета на иммиграцию евреев. Теоретически, уехать могли только евреи и армяне, стремящиеся воссоединиться с членами семьи. На практике многие другие эмигрировали, в том числе левые-политические диссиденты, ученые, писатели, художники, правозащитники и другие «нежелательные». В отличие от более ранних волн восточноевропейских еврейских эмигрантов, многие из которых говорили на идиш как на своем родном языке.
Русские евреи недавней иммиграции говорили на русском языке и были русскими в культурном отношении. Многие из них проживали в Москве, Ленинграде и других крупных городах России.
После того, как Михаил Горбачев стал президентом СССР в 1985 году и инициировал демократические реформы, многим российским политическим диссидентам, русским евреям и другим отказникам было разрешено свободно эмигрировать. Демократические реформы в Советском Союзе при Горбачеве отразились на всей Восточной Европе, где люди также восстановили свое право на свободное передвижение и эмиграцию.
К 1990-м годам иммигранты из бывшего Советского Союза расселились по основным городам США, таким как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго и Детройт, оживляя угасающие кварталы, открывая бизнес, посещая русский книжный магазин (russian bookstore) или присоединяясь к основной американской рабочей силе.