История налогов начинается с древности которую проследить уже сложно. Но тем не менее…
Адам Смит – выдающийся философ и экономист, еще в 16 веке сказал, что налог ужасен, если мешает человеку заниматься делом, а для сбора подобного налога еще в придачу может использоваться огромный бюрократический аппарат.
Хороший налог, по его мнению, никогда не заставит человека уклоняться от него и платить различными формами денег.
История налогов подтверждает, что одним из первых был налог на землю, это было логично, ведь в те времена территории королевств ограждались большими и могущественными стенами, которые защищали полки солдат. И нужно было не только возводить новые стены, но и содержать армию. Поэтому если человек хотел находиться под постоянной защитой, ему следовало платить налоги. Позже появился царский эксперт по устроению земли (на сегодняшний день этим занимается Землеустроительная экспертиза). Этот специалист обозначал и обрисовывал на карте территории разных землевладений. Для того, чтобы у них не возникал спор за то, имеет ли право человек собирать урожай на определенной территории. Обозначалась земля вбитыми деревянными колышками.
Самым старый налог считается акциз, который обычно включается в стоимость самых необходимых товаров и услуг (хотя сейчас он включается в стоимость товаров роскоши, и тех, которые вредят обществу: сигареты, алкоголь). Римский Император Веспасиан еще в 70-х годах до нашей эры ввел налог на вход в общественные уборные. Именно он остался в истории как человек, сказавший: «Деньги не пахнут» Еще самый старый налог считается налог на соль, который действовал в Китае, около четырех тысяч лет назад.
В нашей стране особо отличился Петр Первый, который ввел большое количество новых налогов и расширил старые.
Методы сбора налогов
История налогов и методы сбора, используемые современными правительствами, кажутся скучными по сравнению с богатым разнообразием, наблюдаемым в истории. В то время как большинство правительств сегодня обычно используют налоговые органы, различные другие виды договорных отношений наблюдались в истории, включая механизмы совместного использования налоговых поступлений. Налоговые органы не всегда были государственными чиновниками. Иногда это были частные лица, которые собирают налоги от имени правительства в рамках агентских отношений. Кроме того, договорные формы могут меняться в зависимости от типа налога или меняться с течением времени.
В отличие от исследований договорных форм в частных отношениях, в экономической литературеагентские отношения в области сбора налогов развиваются медленно.
Начнем с классификации схемы сбора налогов которые наблюдались в истории.
Разновидности типов сборов налога
Систематическое разграничение разновидностей договорных форм, наблюдаемых в налоговой сфере, группируются согласно форме оплаты между правительством и собирателями подати.
- Первый — это договор о долевом участии, который определяет пропорцию, в которой правительство и собиратель.
- Во втором типе соглашения, называемом договором аренды, сборщик будет платить правительству фиксированную сумму, основанную на стоимости налоговой базы.
- Третий тип устройства это договор о заработной плате, в котором указывается фиксированная заработная плата, выплачиваемая сборщику за его труд. Там приведены многочисленные примеры каждого вида договоров в истории сбора налогов.
Договор о долевом участии с правительством, наблюдался лишь изредка в истории, реже, чем заработная плата или договор аренды. Считалось аномальным, например, что прусское правительство использовало долевые контракты при сборе акцизов.
Контракты на акции также соблюдались в другое время и в других местах, таких как Индия, Китай и средневековый Египет. Чтобы применить этот тип договорной формы, правительство должно было бы измерить фактически собранный налог, а затем поделить эту сумму со сборщиком по заранее определенной ставке.
Второй общей категорией является договор фиксированной арендной платы, в соответствии с которым коллектор платит государству фиксированную сумму (исходя из налоговой базы) в обмен на право собирать налоги и сохранять остаток после сбора налогов.