Фактическая наука или наука и факты основана на объективных, системно организованных и обоснованных знаниях о мире на основе реальных, а не вымышленных результатах или событиях. Фактическая наука подтверждает или опровергает теорию.
Перечень основных характеристик фактической науки
Научное знание является фактическим
Понятие факт в науке описывается так, как оно есть, независимо от эмоциональной или коммерческой ценности. Наука не поэтизирует факты и не продает их, хотя их данные могут являться источником поэзии и бизнеса.
Во всех областях наука начинается с установления фактов; для этого требуется безличное любопытство, недоверие к преобладающему мнению и чувствительность к новизне.
Подтвержденные фактологические утверждения обычно называются «эмпирическими данными» как бы полученными через органы чувств.
Эмпирические данные получаются с помощью теорий (какими бы схематическими они ни были) и, в свою очередь, являются сырьем теоретической разработки.
Подкласс эмпирических данных имеет количественный тип; числовые и метрические данные часто размещаются в таблицах, наиболее важными из которых являются таблицы констант (например, таблицы плавления различных веществ). Но сбор данных и их последующее размещение в таблицах не являются основной целью исследования: информация этого класса должна быть включена в теории, если она должна стать инструментом для разведки и применения. Какой смысл знать конкретный вес железа, если у нас нет формул, с помощью которых мы можем связать их с другими количествами?
Атомный физик нарушает атом, структуру которого хочет увидеть; биолог изменяет и может даже убить живое существо, которое он анализирует; антрополог, привержен полевому исследованию. Ни один из них не изменяет свой объект так, как он есть, но так, как он изменяется своими собственными операциями. Во всех случаях такие изменения объективны, и предполагается, что они могут быть поняты с точки зрения законов: они не произвольно вызваны экспериментатором.
Более того, во всех случаях исследователь пытается описать характеристики и величину нарушения, которое он производит в акте эксперимента. Он пытается в сумме оценить отклонение или «ошибку», вызванную его активным вмешательством. Ученые действуют делая предположение, что мир будет существовать даже в его отсутствие.
Выходит за рамки фактов
Научное знание выходит за рамки фактов: оно исключает факты, производит новые и объясняет их.
Здравый смысл разделяет факты и придерживается их: он часто имитируется изолированным фактом, не заходя слишком далеко в работу по корреляции с другими или объяснению.
Вместо этого научные исследования не ограничиваются наблюдаемыми фактами: ученые сжимают реальность, чтобы выйти за рамки видимости; они отвергают основную часть воспринимаемых фактов. Они выбирают те, которые, по их мнению, актуальны, контролируют факты и, по возможности, воспроизводят их. Ученые даже производят новые вещи от инструментов до элементарных частиц; они получают новые химические соединения, новые сорта растений и животных и, по крайней мере, в принципе создают новое индивидуальное и социальное поведение. Более того, ученые обычно не принимают новые факты, если они не могут каким-то образом удостоверить их подлинность; и это делается, а не столько контрастируя с другими данными, сколько показывая, что они совместимы с тем, что известно. Ученые исключают магические трюки, потому что они не вписываются в очень общие и достоверные гипотезы, которые были проверены бесчисленными случаями. То есть ученые не рассматривают свой собственный индивидуальный опыт как неопровержимые; вместо этого они основаны на коллективном опыте и теории.
Существует больше: научные знания рационализируют опыт, а не просто описывают его.
Наука учитывает факты не путем их инвентаризации, а путем объяснения их гипотезами (в частности, законами) и системами гипотез (теориями).
Ученые предполагают, что происходит после наблюдаемых фактов, и постоянно изобретают концепции (такие как атом, поле, масса, энергия, адаптация, интеграция, отбор, социальный класс или историческая тенденция), которые не имеют эмпирического коррелята, то есть не соответствуют предписаниям, даже если они предположительно относятся к вещам, качествам или отношениям, которые существуют объективно.
Расхождения между теоретическими прогнозами и эмпирическими выводами являются одними из самых сильных стимулов для создания новых теорий и разработки новых экспериментов. Это не факты сами по себе, а их теоретическая разработка и сравнение последствий теорий с наблюдательными данными, основным источником открытия новых фактов.
Наука аналитична
Наука и факты аналитичны т.е. склонны к анализу от сложного к простому. Научные исследования решают ограниченные проблемы одна за другой и пытаются разбить все на элементы (не обязательно последние или даже реальные).
Проблемы науки являются частичными, и поэтому они также являются их решениями. По мере того, как исследования продвигаются вперед их охват расширяется.
Результаты науки являются общими, как в том смысле, что они относятся к классам объектов (например, дождь), так и в том, что они включены в концептуальный синтез, называемый теорией науки.