Сюрреализм был художественным и литературным течением, которое было посвящено выражению воображения, раскрывающегося в сновидениях; освобожденного от сознательного контроля разума и условностей. Сюрреализм заимствовал у авангардистского течения в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино нерациональный подход и был построен на появляющихся теориях, которые вращались вокруг нашего восприятия реальности.
Сюрреализм простыми словами — многообразное новаторское движение и направление в искусстве.
Движение было основано в Париже в 1924 году Андре Бретоном с его манифестом сюрреализма. Целью сюрреализма, по его мнению, было раскрыть бессознательное и примирить его с рациональной жизнью и с собственной памятью человека.
Таким образом, сюрреализм простыми словами как художественное движение которое можно охарактеризовать как попытка провести субъективное и эмоциональное исследование подсознания.
Сюрреализм также был направлен на социальную и политическую революцию, которая бушевала после Первой мировой войны, и некоторое время был связан с коммунистической партией. Возможно, это связано с тем, что многие из задействованных художников придерживались коммунистических убеждений.
Единого стиля сюрреалистического искусства не существовало, но появились два широких типа. Это ранние работы Сальвадора Дали и Рене Магритта, похожие на сновидения, и более поздние работы в свободной форме или автоматизированные работы таких художников, как Макс Эрнст и Жоан Миро. Сюрреализм оказал огромное влияние на искусство, литературу и кинематограф, а также на социальные установки в жизни и поведение.
Модель подсознания психоаналитика Зигмунда Фрейда оказала особое влияние на образы людей искусства.
Характеристики
Сюрреалистам была понятна идея получения мастерства в результате обучения. Их философия заключалась в том, чтобы освободиться от ограничений приобретенных навыков и традиционных методов создания произведений искусства. Они рассматривали детское искусство, наивное искусство (например, Макса Эрнста), «примитивное» искусство и искусство «аутсайдеров» (например, искусство, созданное пациентами психиатрических клиник), чтобы использовать их в качестве основных ингредиентов для своих почти бессвязных изобретений.
Зигмунд Фрейд оказал сильное влияние на сюрреалистическое движение благодаря исследованию сновидений и бессознательного как действительной формы реальности. Это открыло неконтролируемую форму самовыражения, которая вылилась в такие темы, как образы извращенной сексуальности, безвременья, распада, насилия и нереальности. Желание раздвинуть границы социально приемлемого поведения и традиций с целью раскрытия чистой мысли и истинной натуры художника было краеугольным камнем этого движения. Благодаря этой вере, включение случайности и спонтанности отражало творческие мыслительные процессы, используемые для создания новых картин. Акцент был сделан на таинственном, чудесном, мифологическом и иррациональном в попытке сделать искусство неоднозначным и странным. Таким образом, искусство не просто заставляло бы задуматься, но и позволяло бы зрителю заглянуть в сознание этих художников.
По сути, сюрреализм простыми словами дал художникам разрешение выражать свои самые основные побуждения: голод, сексуальность, гнев, страх, трепет, экстаз.
В прошлом этой формы самовыражения избегали бы, потому что она не соответствовала общественным ценностям, но после Первой мировой войны возникла необходимость раскрыть внутреннюю работу разума. Демонстрация этих неподцензурных чувств, словно во сне, все еще существует во многих видах искусства по сей день.
Портреты выдающихся художников-сюрреалистов в живописи
Макс Эрнст
Немецкий живописец, гравер и скульптор, натурализованный американец в 1948 году и француз с 1958 года. Он внес значительный вклад в теорию и практику сюрреализма. Его работы бросали вызов и разрушали то, что он считал репрессивными аспектами европейской культуры, в частности христианскую доктрину, общепринятую мораль и эстетические догмы западного академического искусства. До середины 1920-х годов он был малоизвестен за пределами узкого круга художников и писателей в Кельне и Париже, но с 1928 года он становился все более успешным. После 1945 года его уважали и чествовали как выжившего представителя «героического» поколения художников-авангардистов.
В «Двух детях, которым угрожает соловей» девочка, напуганная полетом птицы, держит нож (птицы — повторяющаяся тема в его творчестве); в то время как другая падает в обморок. В центре композиции мужчина с ребенком на руках балансирует на крыше хижины, которая, как и ворота и ручка на картине, представляет собой трехмерный коллаж, добавленный к холсту. Это сочетание противоположных элементов, плоских поверхностей и рельефных деталей, воплощает технику коллажа. Эрнста очень заинтересовала эта техника, потому что он указал, что коллажи иррациональны как по форме, так и по содержанию. Но даже если бы сцена была полностью нарисованной иллюзией, она обладала бы галлюцинаторной нереальностью из-за своей бесчувственности. Действительно, Эрнст связывал свои работы этого периода с детскими воспоминаниями и мечтами.
Рене Магритт
Бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт был одним из самых известных художников-сюрреалистов всех времен, но только в возрасте 50 лет он, наконец, смог достичь некоторой известности и признания за свои работы. Он оказал чрезвычайно большое влияние на трансформацию сюрреалистического искусства в движение поп-арта, и простой стиль, который он использовал для своих творений, оказал влияние на общество благодаря их остроумному и заставляющему задуматься характеру. Большая часть работ, созданных Рене Магриттом, занимает каждый день обычные объекты, и он бы просто переставил фигуры и локации, заставляя зрителя глубже взглянуть на то, что было перед ним, и на то, что на самом деле представляло изображение.
Сальвадор Дали
Навязчивые темы эротики, сексуальной энергии, смерти и разложения окружают работы Дали, отражая его понимание и синтез психоаналитических теорий своего времени. Опираясь на автобиографический материал и детские воспоминания, работы Дали были наполнены часто легко интерпретируемой символикой, начиная от фетишей и изображений животных и заканчивая религиозными символами.
Дали верил в теорию автоматизма сюрреалиста Андре Бретона, но в конечном счете выбрал метод воздействия на бессознательное, который он назвал «критической паранойей», состоянием, в котором человек может культивировать иллюзию, сохраняя при этом свое здравомыслие. По иронии судьбы, Дали определил эту форму мыслительного процесса как «иррациональное знание». Этот параноидально-критический метод применялся его современниками, в основном сюрреалистами, к различным средствам массовой информации, начиная от кино и поэзии и заканчивая модой.
Казимир Малевич
Русских сюрреалистов объединила идея связать искусство с жизнью. Они хотели сделать творчество главной человеческой ценностью, а искусство должно проявляться не только на картинах, но и в быту, в повседневной реальности. Казимир Малевич в своей картине «Спортсмены» располагал образы фронтально и ставил их в центре симметрично композиции.