Каннабис (конопля) и психические заболевания

Француз Ж. Ж. Моро ( 1804 —1884), первый психиатр XIX века, проявивший интерес к психофармакологии, очень подробно описал свои эксперименты с гашишем.

Гашиш –наркотическое вещество, изготавливаемое из маслянистых частей конопли. Он сам принимал этот наркотик и просил своих студентов последовать его примеру. Он также назначал его своим пациентам. По современным стандартам используемые дозы были чрезвычайно высокими.
Он изучал воздействие на одного из его ассистентов, который проглотил 16 г экстракта, предположительно содержащего несколько сотен миллиграммов тетрагидроканнабинола.

Тетрагидроканнабинол содержится в растениях каннабиса (конопли).

Сегодня известно, что каннабис является  психотропным средством – вызывает сильное возбуждение, бессвязность, бред и галлюцинации. Основываясь на многочисленных подобных экспериментах, Моро заявил, что «нет ни одного элементарного появления психического заболевания, которое проявилось бы в психических изменениях, вызываемых концентратом каннабиса, — от простого маниакального возбуждения до безумного бреда, от слабейшего импульса, простейшей фиксации, незначительного повреждения чувств до самого непреодолимого влечения, самого дикого бреда, самых разнообразных расстройств чувств«. Некоторые из описанных Моро эффектов –навязчивые идеи, непреодолимые импульсы, мания преследования и многие другие –наблюдаются у пациентов с психиатрическими заболеваниями. Каннабис

Любая связь между физиологическими и биохимическими основами действия каннабиса и психическими заболеваниями по-прежнему остается неясной.

Примерно в то же время О’Шонесси в Индии экспериментировал с чарасом – местной маркой каннабиса – в качестве терапевтического препарата. Он дал небольшие дозы чараса собакам и «троим детям». Собаки «стали глупыми и сонными», «выглядели совершенно беспомощными в состоянии опьянения» и «потеряли всякую подвижность задних конечностей». Что касается детей, то «ни в одном случае это не произвело никакого эффекта; во втором случае наблюдалась сильная тяжесть и некоторая неспособность двигаться; в третьем — заметное изменение выражения лица, но без дальнейшего эффекта. »
Ни в одном из этих или нескольких других экспериментов не наблюдалось боли или какой-либо степени судорожных движений. Эти эксперименты, по-видимому, убедили О’Шонесси в том, что «можно не сомневаться в полной безопасности всестороннего испытания смолы конопли в тех случаях, когда ее очевидные свойства обещают наибольшую степень
полезности», и были начаты клинические испытания.

Этаноловые экстракты (настойки) смолы каннабиса назначались пациентам с ревматизмом, столбняком, бешенством, детскими судорогами, холерой и белой горячкой.
Эти заболевания были выбраны для подтверждения устоявшихся местных медицинских традиций. В случае ревматизма двое из трех пациентов почувствовали «значительное облегчение».
Через три дня они были выписаны совершенно здоровыми. В обоих случаях большие дозы вызывали побочные эффекты, такие как каталепсия или неконтролируемое поведение, которые сегодня считаются неприемлемым. Дальнейшие испытания с более низкими дозами дали близкие результаты.
Были аналогичные эффекты: в большинстве случаев – облегчение боли; в большинстве случаев – заметное повышение аппетита; в большинстве случаев — недвусмысленное возбуждение и большая душевная бодрость. Развившееся настроение было одинаковым у всех. О’Шонесси также отметил, что каннабис является мощным противовоспалительным средством.
Сообщения О’Шонесси были восприняты с большим интересом. Постепенно Индийская конопля стала общепринятым лекарственным средством в терапии, первоначально в Англии, а затем и в других странах.
В ограниченных масштабах, в других европейских странах и в Северной Америке каннабис использовался при различных состояниях – в основном при болях и воспалениях, – но его применение в психиатрических случаях было минимальным.
Другие врачи подтверждали многие наблюдения О’Шонесси, в частности, его мощный противовоспалительный эффект. Они также наблюдали эффект вызывания чувства голода
и предложили использовать его при анорексии. Однако, похоже, они не проделали никакой работы в этом направлении.

Каннабиноидная система: точка зрения химика

Многочисленные врачи девятнадцатого века, в основном в Великобритании, подтвердили противовоспалительный эффект индийской конопли. Хорошие результаты были также отмечены при длительном применении.
Основная проблема, по-видимому, заключалась в непостоянстве терапевтических результатов. Сегодня известно, что чарас легко подвергается окислению. Хотя свежезаваренный индийский чарас был эффективен изначально, он, вероятно, постепенно терял свою эффективность.

Понимание химического состава каннабиноидов

Сравнение химического состава опия и каннабиса, двух основных запрещенных наркотиков в большинстве стран мира может объяснить отставание в исследованиях и терапевтическом применении этих натуральных продуктов. Активный компонент опия, морфин, можно было легко идентифицировать в начале девятнадцатого века, поскольку это алкалоид, который образует кристаллические соли, поддающиеся выделению. Вскоре после этого он был введен в медицинскую практику.
Напротив, активный компонент каннабиса, несмотря на многочисленные испытания, не удалось выделить и идентифицировать. Сегодня мы знаем, что активный элемент присутствует в смеси многих химически тесно связанных терпенофенолов, которые трудно отделить и очистить.

Методом хроматографии были выделены многочисленные дополнительные каннабиноиды и выяснена их структура. Основными из них были каннабидиол, каннабинол, каннабигерол и каннабихромен. Остальные вещества были незначительными. Все очищенные соединения были протестированы на макаках-резусах.

Каннабис имеет сравнимые пороговые эффективные дозы, эффекты зависят от дозы, нарушение координации движений и работоспособности, покраснение конъюнктивы, потеря мышечной силы, учащение сердечного ритма и замедление движений.