Мы живем в эпоху перемен, когда период полураспада знаний в некоторых областях может составлять всего пару лет.
Это привело к тому, что особое внимание уделяется обучению на протяжении всей жизни и увеличению числа студентов зрелого возраста желающих поступить в аспирантуру. Многие из этих соискателей зрелого возраста работают полный рабочий день и не могут посещать занятия в традиционной для студентов очной форме обучения или регулярно посещать занятия в аудиториях.
Традиционно решение о поступлении в аспирантуру может быть принято на многих этапах: до начала карьеры студента в ВУЗе, во время обучения, ближе к концу получения высшего образования или через некоторое время после окончания учебы.
Фактор необходимости увеличения числа аспирантов
Мировой спрос на специализированные навыки и инновационные исследования, обусловленные глобализацией, постоянными изменениями на конкурентном рынке, в сфере управления и услуг, технологий и разработок, привел к необходимости увеличения числа аспирантов.
Возможности и доступ к последипломному образованию расширились. Это связано с тем, что учебные заведения прилагают все усилия для развития и укрепления академической репутации за счет подготовки высококлассных выпускников, публикации статей в престижных журналах и создания имиджа бренда для привлечения студентов и аспирантов, обучающихся по полной программе. Чтобы быть конкурентоспособными в привлечении аспирантов Вузы стремятся повысить качество обучения. Вузы России с аспирантурой заинтересованы в проведении аспирантских исследований (как фундаментальных, так и прикладных), в обеспечении контроля качества (для повышения удовлетворенности студентов, завершения и публикаций) и создания служб поддержки исследований, включая оборудование и ресурсы для достижения этих целей.
Поскольку аспиранты, как правило, имеют разное происхождение, значительно различаются по возрасту, культуре, опыту и способностям, как со стипендиями, так и без них, они сталкиваются с определенными проблемами. Соискатели находятся под давлением необходимости публиковать исследовательские работы, оказывать финансовую поддержку семьям, устраиваясь на работу, и развивать более широкие навыки, чтобы повысить свои шансы на трудоустройство. Если необходимая инфраструктура, надзор и исследовательская среда отсутствуют, давление и ожидания могут негативно сказаться на создании новых знаний, новаторской работе, на том, чтобы идти в ногу с текущим объемом знаний путем критического изучения современной литературы и написания качественной диссертации.
Компетенции, которые аспиранты могут приобрести в рамках исследовательской программы следующие:
- Получение максимально углублённых знаний
- Самосовершенствование
- Возможность заниматься научной и преподавательской деятельностью
- Построение карьеры
- Дополнительные привилегии, выплаты и премии.
Аспиранты часто сталкиваются с многочисленными проблемами из-за неадекватного или ошибочного планирования исследований, неточного или недостаточного сбора и обработки данных, а также трудностей с написанием диссертации. Эти проблемы могут возникнуть из-за неопытности аспиранта, плохого контроля и/или неэффективной системы. Успешное завершение диссертации в большой степени зависит от способности аспиранта и научного руководителя. Многие аспиранты не завершают обучение в установленные сроки или полностью бросают учебу из-за проблем, связанных с неадекватным руководством, отсутствием поддержки исследований и исследовательской средой. Растет обеспокоенность по поводу более высокого уровня отсева соискателей и завершения их работы. Уровень отсева достигает 50% в аспирантуре, особенно на первом курсе программ.
Это вызывает беспокойство поскольку большинство университетов имеют ограниченный финансовый бюджет.
В настоящее время научное руководство стало ключевым фактором для достижения более высокого уровня завершенности исследований, их результативности и удовлетворенности аспирантов. Научное руководство можно определить как двусторонний процесс взаимодействия, который требует от аспиранта и научного руководителя осознанного взаимодействия друг с другом в духе профессионализма, уважения, коллегиальности и открытой осознанности.
Ключевой фактор успеха исследовательской работы
Взаимоотношения между научным руководителем и аспирантом считаются ключевым фактором успеха или неуспеха исследовательской работы. Нет сомнений в том, что научный руководитель — это самый близкий человек, который может стать наставником и оказать необходимую поддержку и руководство нуждающемуся аспиранту.
Написание работы аспирантом, как правило, может сталкиваться с многогранными проблемами, включая:
- неадекватный надзор (например, отсутствие опыта, приверженности и/или времени у руководителя);
- эмоциональные и психологические проблемы (интеллектуальная и социальная изоляция студента, его неуверенность в выполнении стандарта, в своей способности завершить дипломную работу в установленные сроки или не завершить ее вообще);
- отсутствие взаимопонимания и коммуникации между научным руководителем и соискателем;
- отсутствие у соискателя знаний, навыков, профессиональной подготовки или опыта в области методов исследования;
- приверженность семье и работе;
- отсутствие финансовой поддержки;
- недостаточная административная или институциональная поддержка;
- плохая исследовательская инфраструктура и окружающая среда.
Таким образом, научный руководитель и аспирант в высшей степени являются ключевым фактором, чтобы завершить исследование с большей отдачей в установленные сроки. Однако часто неясно, как эта цель может быть достигнута.