История магистратуры в России как второй ступени высшего образования, определила текущее состояние и тенденции развития этой системы. Предложения магистратуры в качестве самостоятельного уровня образования было связано с существенными изменениями в социальной структуре и построением постиндустриального общества.
С тех пор выпускник магистратуры рассматривается в первую очередь как магистр наук, будущая деятельность которого должна носить в первую очередь исследовательский характер.
Цель магистратуры в Москве определена как магистерская программа в рамках многоуровневой системы и является неотъемлемым элементом высшего образования профессионально ориентированного на научные исследования. Это образовательное звено, где соединяются образование, творческая и исследовательская деятельность.
Образовательные программы магистратуры
Образовательные программы магистратуры связаны с программами бакалавриата по соответствующим направлениям и рассматриваются как “дополнения” к программам бакалавриата, которые позволяют осваивать выбранную область обучения в большем объеме и с большей степенью глубины. Это положение закрепило ориентацию подготовки магистров исключительно на исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Образовательные программы магистратуры отнесены ко второму уровню высшего образования и состоят из программы бакалавриата в соответствующей области и не менее чем двухлетней специализированной подготовки, ориентированной на научно–исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Таким образом, не менее половины учебной программы профессиональной образовательной программы магистратуры посвящено исследованиям, а целью магистерской программы является подготовка специалистов, способных к самостоятельной исследовательской деятельности. Это предполагает строгие требования к уровню научного оснащения магистратуры: наличие научных школ, высокий кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава и наличие аспирантуры.
Магистерские программы в вузе должны быть подготовлены в соответствии с международными стандартами и должны быть обеспечены соответствующими программами последипломного образования.
Выпускники смогут работать:
- в научном сообществе в качестве аспирантов и преподавателей;
- исследователями научных проблем жизнедеятельности;
- в органах управления, центрах тестирования и оценки качества производства и образования;
- в качестве экспертов, методистов, разработчиков инновационных программ и проектов;
- в неправительственных организациях, включая учреждения коммерческого дополнительного образования, центры массового, группового, семейного и индивидуального развития, общения, отдыха и развлечений;
- как разработчики образовательных программ и направлений, эксперты по качеству и эффективности деятельности.
Магистерское образование как приобретение исследовательских навыков
Акцент магистерского образования делается на приобретение исследовательских навыков. Большая часть программы посвящена исследовательскому проекту. Магистерская программа состоит в том, чтобы дать студентам возможность выполнить исследовательский проект, который составляет большую часть общей оценки, акцент делается на разработку исследования.
Развитие практических навыков в магистратуре является важной задачей, поскольку это позволяет овладеть компетенциями, необходимыми в будущей карьере студентов. Ученая степень в первую очередь рассматривается как сочетание знаний высокого уровня, так и исследовательских навыков, которые невероятно полезны для работы. Но чем больше глубина знаний, тем лучше для полноценного обучения, тем больше шансов получить учёную степень и поступить в аспирантуру.
Магистерское обучение отражается преимущественно на зрелом студенческом контингенте уже имеющем работу и обучающемся неполный рабочий день.
Это, в частности, отражается в представлении о том, что магистратура готовит студентов к исследовательской карьере, отсюда и высокая ценность, придаваемая образованию.
Важность исследовательских навыков
Важная компетенция, которая пронизывает все направления подготовки, — это изучение основных вопросов и понимание этапов и процессов исследования, необходимых для подготовки работы.
Студенты рассматривают получение степени магистра как стажировку и путь к карьере чтобы стать профессионалами своего дела. Это тот аспект, который выделяется для студентов как отличительная черта высшего образования, терпения и склонности к исследованиям. Все студенты подчеркивают, что приобретение исследовательских навыков важнее, чем сам проект как научный результат.
Студенты делают это для того, чтобы они могли проводить исследования и научиться работать над проектом.
Стремление научиться проводить исследования, а не создавать научные результаты может объяснить короткий срок выполнения проекта в рамках программы магистратуры.
Высшее образование рассматривается как инструмент для реализации программы обучения в течение всей жизни в соответствии с экономическими и общественными потребностями.
По информации Министерства образования и науки, магистерские программы помогают правительству выполнить свои обязательства.
Стратегия обучения на протяжении всей жизни для общества в целом в том, чтобы люди могли возвращаться в учебные заведения и пополнять знания до требований сегодняшнего дня.
Отличительная черта уровня магистра
Для студентов главной отличительной чертой уровня магистра является возможность заниматься критическим чтением литературы вместо пассивного усвоения знаний, что является главным. Придется провести множество опросов и ознакомиться со статьями, которые будут посвящены подобным исследованиям, поскольку они предполагает исследовательскую карьеру, либо работать со связанными с исследованиями компаниях (т.е. научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу). В учебном заведении все студенты стремятся получить степень, в то время рассматривается возможность дальнейшего обучения, а также работу, связанную с промышленностью или образованием.
В учебном заведении дипломная работа становится основной возможностью для студентов заняться решением всех этих задач. Они могут подготовить свои работы и представить их на рассмотрение на основе преподаваемого материала. Существует также негласное ожидание, что результатом дипломной работы, хотя формально это и не требуется, станет опубликованная работа. Студенты также обсуждают исследования, связанные с диссертацией, и те возможности, которые они предоставляют для их участия в исследовательской работе. Они с благодарностью отзываются о защитите диссертации — главной особенностью магистерской степени, описанной как стремление защитить диссертацию на тему, которая вам нравится, с учеными хорошего уровня. Это выглядит как полезный и приносящий удовлетворение опыт.
Другими аспектами, способствующими ознакомлению с научными исследованиями, являются включение исследований в преподавание, т.е. исследователи, осуществляющие преподавание привносят новейшие знания в свои учебные заведения.
Очевидна важность обучения в магистратуре, которая предполагает ознакомление студентов с исследовательской практикой уже во время учебной части (т.е. обзоры литературы, обобщение информации, данных анализ, планирование эксперимента). Проектное обучение, исследовательские задания и презентации студентов отражают стремление к постепенному погружению в исследовательскую среду. Таким образом, ко времени написания диссертации считается, что студент должен продолжать выполнять индивидуальные задания: составить список тем, собрать информацию об этом и, конечно, с определенной ориентацией, написать работу с учетом специфики обучения.
Магистерское образование даёт множество возможностей
Стоит упомянуть что магистерское образование даёт целостный подход к исследованиям и множество возможностей, помимо защиты диссертации для профессионального роста.
Многие учебные мероприятия в рамках преподаваемого компонента курса являются типичными для профессионального исследователя, такие как поиск литературы, статей и современных исследований на конкретные темы, разработка аргументов, основанных на рассматриваемых темах, и представление их сокурсникам и преподавателям. Студенты самостоятельно исследуют и разрабатывают темы, ищут книги и статьи.
Сильная исследовательская направленность магистерского образования вытекает из нормативных документов. В них неоднократно упоминаются научные исследования т.е. владение теориями, методологиями и инструментами, способность выбирать подходящие вопросы для анализа и решения проблем, передача научных знаний простым и специализированным языком.
Студенты воспринимают работу над диссертацией как начало исследовательской карьеры и процесс приобщения к науке.
