Сатире, ввиду ее пристрастности и активности, а также в связи с тенденцией к деформации явлений, порой отказывали в познавательной ценности. Недооценена также роль сатиры в обществе.
Однако такой взгляд неоснователен. Убеждение, будто истинно познавательной позицией может быть лишь позиция беспристрастного созерцания, не связанная ни с практической деятельностью, ни со стремлением к реализации конкретных целей, представляет собой предрассудок. В действительности ни общественная активность роли сатиры, ни ее склонность к утрированию не лишают ее познавательных достоинств.
Роль сатирического произведения
Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили повесить картину передающую всю тонкость идеи. Преследуемое сатирой зло пытается скрыть, как правило, свою сущность и рядится в одежды добродетели. Бюрократы прикидываются исполнительными и старательными служащими, бездушные формалисты — людьми, стоящими на страже закона, лицемеры стремятся слыть моралистами, шовинисты — патриотами и т. д. Нередко, впрочем, они верят в то, что именно таковы, какими хотят явиться перед обществом. Сатира призвана показать их истинную суть. Превосходным примером разоблачения может служить комедия «Тартюф».
Редкое проникновение в суть вещей свойственно, например, искусству Рабле, который был в состоянии разглядеть под покровом рыцарского благородства пустое бахвальство и разбойничьи инстинкты, под учеными словесами тогдашних догматиков — убожество или полное отсутствие мысли. Обнажение абсурдности явлений, почитаемых большинством за нормальные и рациональные, — один из главных мотивов творчества Шоу. Демонстрация нелепости признанных и уважаемых всеми явлений составляет, впрочем, суть творчества всех великих мастеров сатиры.
Невозможно обладать активным творческим чувством комического, невозможно быть по-настоящему остроумным человеком, не обладая живым, блестящим и критическим умом. Но это вместе с тем предпосылка полноты познания комического. Остроумная манера выражаться, стиль, исполненный намеков, иносказаний, неожиданных ассоциаций, афористично выраженных мыслей, открывает большие возможности для умственной работы читателя и побуждает к рефлексии, заставляет задумываться.
Помимо познавательной ценности, комедия хороша тем, что представляет собой «памятник нравов». Это замечание справедливо не только в отношении театральной комедии, но и в отношении всех форм сатиры и юмористики вообще.
Какую яркую картину античных Афин и жизни среднего их гражданина дает Аристофан! А разве шедевр Рабле не является подлинной энциклопедией его эпохи? Там мы находим картину жизни тогдашней Франции, встречаемся с характеристикой важнейших общественных институтов, таких как церковь, суд или университет, мы видим целую галерею различных социальных типов XVI века.
Комедии Мольера и «Максимы» Ларошфуко являются для нас в свою очередь отображением французских нравов XVII века. А наше представление о Франции XVIII столетия было бы наверняка неполным без творчества Шамфора. Нравы французского общества 30-х годов XIX века нашли свое полное и яркое выражение в сатирическом цикле Домье «Робер Макер». И Франция здесь не исключение: то же самое можно сказать о комическом творчестве художников других стран.
Афоризмы, остроты и парадоксы способны обратить наше внимание на нечто незамеченное, они могут содержать в себе меткие наблюдения о жизни и людях. Очень часто такую роль играют парадоксы, которые вопреки очевидности выражают нередко верные наблюдения и коррегируют наши односторонние до той поры взгляды и представления.
«Язык дан человеку, чтобы скрывать мысли» (Талейран).
«Требования предъявляют жрецы, не боги» (Лец).
Аналогичную роль выполняют остроумно сформулированные афоризмы, в которых выражены общеизвестные наблюдения и накопленный опыт.
«Если у тебя репутация человека, встающего с рассветом, ты можешь спать до полудня» (еврейская пословица).
Роль сатиры в ценности остроты, афоризма и эпиграммы может состоять, наконец, в том, что они заставят нас задуматься над их смыслом и обнаружить знакомые явления действительности, которых эта острота или афоризм касаются.
«Если пастух хорош, он и козла выдоит» (турецкая пословица).
Комические произведения являются документом нравов минувших эпох и в России, а теперь репродукции позволяет воссоздать любую атмосферу того времени. Крылов, Гоголь, Чехов… Перечислять можно долго. То же самое, впрочем, справедливо и в отношении нашего времени. Мы живем в эпоху необычайного развития средств массовой информации. Благодаря интернету, СМИ мы можем узнать о событиях, которые происходят в отдаленной стране прямо сейчас. Мы можем ознакомиться с бытом других народов, например с нравами, царящими в сегодняшней Сицилии.
Документ эпохи верстается на наших глазах, а роль сатиры мгновенна!