Термин евгеника как практика и область исследования был предложен англичанином Фрэнсисом Гальтоном в 1883 году в своей книге «Исследования человеческих способностей и их развитие».
Книга основана на материалах работы его двоюродного брата известного Чарльза Дарвина. Дарвин в своей работе говорит о том, что наследственная информация передается только зародышевыми клетками, а не соматическими составляющими тело организма.
Гальтон определил, что наука евгеника «изучение всех явлений, находящихся под контролем человека, которые могут улучшить или ухудшить расовое качество будущего поколения«.
История изучения и развития
Наука евгеника в конце 19 века была описана как общественное движение, направленное на улучшение человеческого вида путем использования технологии.
В начале XX века законы о стерилизации действовали на большей части территории Северной Америки и Европы. Эти законы были, в основном, направлены на индивидов с интеллектуальными и психиатрическими различиями, и они отражали евгенические представления того времени.
Реализация подобных, хотя и более радикальных, евгенических концепций привела к систематическому убийству почти 250 000 инвалидов в период национал-социализма в Германии. Тем не менее, хотя Холокост легко признается важным элементом еврейской истории, среди академических исследователей существует тенденция рассматривать этот евгенически мотивированный геноцид просто как своего рода историческое социальное отклонение.
Этот подход смягчает социальный дискомфорт, поддерживая веру в то, что нам не нужно возвращаться к этой уродливой истории в современном контексте. Однако неспособность критически относиться к различным историям культа может иметь серьезные последствия для людей, живущих среди нас с другими умами и телами. Существует тревожное сходство между нацистскими аргументами относительно «качества жизни”, “бесполезных едоков” или “менее достойных жизней” и дискуссиями об инвалидности, которые в настоящее время ведутся среди генетиков и биоэтиков, выступающих за шкалу ценностей человечности.
Рациональность науки евгеники, якобы очевидная в современных биоэтических дебатах, создает впечатление беспристрастности и уравновешенности, как это было в нацистской Германии. Однако прошлая практика и прочно укоренившиеся социальные убеждения оказывают глубокое влияние на современные и будущие медицинские и биоэтические процедуры. Хотя евгенические практики обычно рассматриваются как приложения дарвинизма, их лучше называтьэволюционным естественным отбором.
Естественный отбор в строгом смысле этого слова подразумевает выживание. В отличие от этого, наука евгеника требует, чтобы естественный отбор был заменен преднамеренным человеческим контролем. Выживание в среде, основанной на евгенике, искусственно манипулируется в соответствии с неким суждением относительно того, что представляет собой реальность.
Виды евгеники
Ученые отождествляет науку евгенику с областью медицины влияющей на фон генов человека. К ним относятся стерилизация и хирургические методы, которые позволяют функционировать репродуктивным органам. Однако некоторые ученые считают, что даже лекарства, которые непосредственно не затрагивают репродуктивные органы, могут изменить генофонд. Генетические аномалии у таких людей дублируются, изменяя генетический фон. На этом основании такие практики широко признаются как более радикальные евгенические процессы. Рассматривается также вопрос сколько людей может выдержать Земля.
С точки зрения евгенической практики ее можно классифицировать как принудительную, позитивную, негативную.
Принудительная и позитивная
Принудительная или убедительная практика основана на требованиях и пропаганде государства. Например, законы, запрещающие инцест (половая связь между родственниками) и требующие от пар проходить тестирование на наличие заболеваний и других нарушений до замужества.
Позитивная евгеника поощряет размножение среди генетически благоприятных, разумных, здоровых и успешных.
Негативная
Негативная евгеника направлена на замедление или прекращение размножения, а то и вовсе физическое устранение тех, кто физически, умственно или морально «нежелателен». К негативным сторонам можно отнести ограничения и принуждение (стимулы для стерилизации, использования женщинами контрацепции, стерилизационные выплаты в развивающихся странах, сокращение льгот для социальных работников, принудительная стерилизация «умственно отсталых», принудительная стерилизация женщин правонарушителей и правонарушителей мужского пола, родительские лицензии.
Долгосрочный план евгенизма может привести к риску утраты генетического разнообразия, путём «улучшения» генетического фона. Это можно видеть во многих случаях в изолированных популяциях где отсутствует генетическое разнообразие.
Однако дискуссия по этому вопросу сохранилась и по сей день: через моральное обязательство обеспечить благополучие наших будущих детей.
Может ли современная практика быть оправдана при существующих целях, формах, обоснованиях и последствиях евгенических программ?
Современные философы проводят различие между традиционным «авторитарным» (принудительным) и в настоящее время пропагандируемой «либеральной» евгеникой основанной на свободном индивидуальном выборе и плюралистическом подходе.
Критики евгеники аргументируют это восприимчивостью к злоупотреблениям этой политикой путем нарушения прав человека в случае негативных последствий и утрата генетического разнообразия, ведущего к депрессии из-за более низких генетических вариаций.
Чарльз Дарвин признал проблему дисгенных тенденций (распространение людей с чертами, которые вредят человеческому благополучию) воспроизводства и опасности возможных решений.
Дарвин утверждал, что программы социальной помощи бедным и больным носят моральный характер, но представляют угрозу для будущих популяций, поощряя людей с тяжелыми врожденными заболеваниями и наследственными особенностями, такими как низкий уровень интеллекта или эмпатия.
Дарвин боялся что люди с лучшим образованием и доходом (коррелирует с более высоким интеллектом) как правило, они не только имеют меньше детей, но и задерживают размножение, преследуя другие цели.
Современная евгеника
Классическая евгеника включает в себя предоставление информации и услуг, то есть сокращения незапланированных беременностей и родов (пропаганда полового воздержания, половое воспитание в школах, клиниках, пропаганда использования контрацепции, экстренная контрацепция, исследования контрацепции, добровольная стерилизация, прерывание беременности).
Современная евгеника, также называемая либеральной, включает искусственное оплодотворение донором, донорство яйцеклеток, пренатальное оплодотворение, диагностика генетических нарушений и прерывание беременности при дефектах плода, отбор эмбрионов, примеры генной инженерии, генная терапия и клонирование.
Поскольку наука евгеника не определила четкое различие между медициной и генной инженерией, и не установила линию которую генная инженерия не должна пересечь согласно моральным, правовым и религиозным нормам. До тех пор, пока мы принимаем помощь от генетики находя способы борьбы с раком, диабетом или ВИЧ, мы также положительно воспринимаем направление как таковое.
И если мы согласимся на генетический скрининг, вмешательство в жизнь еще не родившегося ребенка или аборт, то мы также неявно принимаем отрицательную евгенику.
Кроме того, на правительственном уровне, хотя евгеника и является официально опровергнутая, она была легализована во многих странах до недавнего времени, и до сих пор принимается легализовано, пусть и в утонченных формах. История ЭКО это подтверждает.
Спустя 200 лет после рождения Чарльза Дарвина его теория естественного отбора продолжает служить основой современной медицинской практики и связанной с ней дисциплины биоэтики или этики здоровья. Хотя дарвиновская теория остается фундаментальной для теории и практики учеными был проведен ограниченный критический анализ тревожного представления о том, что общее понимание естественного отбора, по-видимому, фундаментально оторвано от повседневного жизненного опыта человеческого вида. Нарушения и инвалидность обычно понимаются не как естественные изменения в биологии человека, а скорее как биология, “пошедшая не так”.
Современная наука евгеника изменила тактику, переупаковавшись в более приемлемую форму, называемую генетическим консультированием. В соответствии с этими усилиями по переупаковке науки евгеники переименовывается в социальную биологию и генную инженерию, а центральные фигуры старого евгенического движения будут преобразованы в пионеров генетического консультирования.
Большинство современных генетических консультаций не являются подлинно евгеническими по своей сути. Редко существует мнение, что консультирование окажет какое-либо существенное влияние на генофонд.
Однако во многих случаях наука евгеника имеет намерения: избавить человека и семью от будущих бедствий и помочь семье в принятии решений, а также предотвратить условия, которые накладывают расходы и требования на систему здравоохранения. Тем более расшифровка генома человека состоялась.
Существует общее мнение, что главная цель генетического консультирования заключается в увеличении числа прерываний беременности. Современное генетическое консультирование якобы стремится быть не директивным. В этой модели консультирование просто предоставляет семьям информацию, которую они могут использовать для принятия своих собственных независимых решений.
Однако могут ли генетические консультации в настоящее время претендовать на достижение нейтралитета и могут ли они когда-либо надеяться приблизиться к нейтралитету, являются важными вопросами.