Все знают о важности общения в повседневной жизни. Рассмотрим приемы коммуникации: основные элементы включают в себя устную, письменную и невербальную коммуникацию. Хотя наиболее распространенными формами являются устная и письменная, когда речь начинает идти о методах управления, в силу вступает невербальная коммуникация.
Виды и функции сообщений и передачи
Виды невербальной коммуникации включают взгляд, мимику и пантомимику, речь и речевой диапазон (смех, слезы, речевой темп, паузы).
Например, менеджер по туризму постоянно контактирует с различными категориями людей: партнерами, сотрудниками и клиентами. Эффективность вербального общения значительно повышается при помощи невербальных принципов коммуникации. Если рассматривать причины безработицы, то на невербальную коммуникацию потенциальный работодатель всегда обращает внимание.
Для того чтобы успешно овладеть этими приемами, необходимо постоянно работать над совершенствованием:
-собственного внешнего вида и имиджа;
-благоприятной атмосферы общения;
-дружественных отношений сотрудников в коллективе.
Например, любой менеджер выполняет много непростых задач, в его обязанности входит не только общение с клиентами, но и управление и работа с персоналом. Клиента нужно заинтересовать преимуществами выбранного тура, помочь оформить необходимые документы и организовать поездку. В организационных вопросах качественного обслуживания необходимо создать деловую атмосферу общения, партнеров убедить в выгодном сотрудничестве. Собеседник, прежде всего, воспринимает настроение и внешний вид менеджера, его мимику, жесты, осанку и поведение в целом. Владение приемами визуального анализа помогает быстрее установить контакт с собеседником.
Мимика в процессе коммуникации
Выражение лица любого человека все время меняется в зависимости от создавшейся ситуации, и представляет собой целый набор различных движений. Американский психолог А. Штангль в своих научных работах предоставляет множественные описания мимических выражений и дает им соответствующие толкования.
Если голова собеседника высоко поднята, это свидетельствует о его уверенности в себе, полной открытости и внимательности к окружающему миру. Голова, откинутая назад, говорит об активном желании деятельности, это словно своеобразный вызов окружающим.
Наклон головы в сторону демонстрирует отказ от собственной активности, полное доверие собеседнику, готовность идти навстречу. Голова, склоненная вниз – признак безволия, мягкотелости, нехватки настойчивости.
Движения мускулатуры лба тесно связаны с активностью глаз. Горизонтальные морщины образуются от таких эмоций, как испуг, удивление, беспомощность, гордость, недоверие или пренебрежение. Они также свидетельствуют о сильной усталости либо духовной инертности.
Вертикальные морщины над переносицей имеют полностью противоположный характер, они указывают на сильные волевые качества. Но, в то же время, они могут быть связанны с чрезмерной душевной замкнутостью.
Одновременные вертикальные и горизонтальные морщины, которые еще называют «морщины нищеты», свидетельствуют о перенесенных страданиях и беспомощности.
Инструменты межличностной коммуникации включают в себя множество компонентов, помимо мимики рассмотрим такой инструмент, как взгляд.
Взгляд, как средство установления контакта
Различные народы по-разному используют силу взгляда в общении. Сам взгляд включает в себя комплекс соматических состояний, таких как суженные или расширенные зрачки, цвет, блеск глаз, положение бровей, век. Различают 3 разновидности направления взгляда, в зависимости от создавшейся ситуации:
- для создания деловой атмосферы общения взгляд фокусируется на воображаемом треугольнике на лбу собеседника;
- социальный взгляд концентрируется на уровне глаз и подбородка, его не стоит использовать при деловом общении;
- интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику.
Кроме того женщины, как правило, чаще смотрят в глаза собеседнику и дольше не отводят взгляд.