Значение идей и философии Аристотеля для Средневековья

Во времена европейского средневековья не существовало последовательной системы научной или философской мысли. Только в XIII и XIV веках открытие сохраненной арабскими учеными философии Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), возродило интерес к развитию логики и научных исследований. Критические труды святого Фомы Аквинского (1227-1274), Роджера Бэкона (1214-1294) и Уильям Оккама (1285-1347/49) заложили интеллектуальные основы развития философии. На протяжении всей Западной цивилизации доктрины и догмы  заменяли рациональные и логические исследования древнегреческого ученого Аристотеля. Именно значение философии Аристотеля влияло на их рассуждения.

Познание принципа устройства мира

Истоки познания принципа устройства мира (изучения происхождения, структуры и эволюции) предшествовали появлению письменности человека.

Значение философии Аристотеля влияло на объяснения принципа устройства мира, астрономию и космологию которое продолжалось почти два тысячелетия. Набор философских и научных объяснений логики Аристотеля в конечном счете стали неотъемлемой частью тесно переплетенной ткани философии, науки и теологии, которые стали доминировать в эпоху позднего средневековья.

Значение философии Аристотеля

В своей работе «О небесах» Аристотель рассматривал движение тел, структуру материи и изложил модель конечной геоцентрической вселенной (сферической Вселенной с центром в Земле).

Основываясь на своих наблюдениях за тем, что небесные тела, казалось, двигались по круговой траектории и повторялись по ночному небу, Аристотель утверждал, что Космос не бесконечен. Однако, в отличие от платонического отвращения к фактическим наблюдениям, Аристотель также выступал за сферичность Земли, основываясь на своем наблюдении за тенями Земли на Луне и о постепенном исчезновении кораблей за горизонтом. Простота и воспроизводимость аргументов Аристотеля позволили в определенной степени изучать природные явления. Это начало изучения позволило Аристотелю выдвинуть концепцию внутреннего или внешнего «движителя» как чего-то, что приводит тело в движение из состояния абсолютного покоя. Соответственно, после приведения в движение тела требовали постоянного вмешательства «движителя», чтобы продолжить свое движение. Интуитивно Аристотель утверждал, что существует а должен быть «первичным двигателем» всего сущего — особенно того, что привело к наблюдаемому движению небесных тел, — который продолжал направлять движение.

Аристотель предположил, что Космос состоит из концентрических кристаллических сфер, к которым прикреплены небесные объекты и по которым они движутся. Самая внешняя сфера была областью первичного двигателя, который заставлял самую внешнюю сферу вращаться с постоянной угловой скоростью. Это движение внешней сферы передавало движение внутренним сферам, что приводило к наблюдаемым движениям планет и звезд.

Согласно аристотелевской концепции, в 150 году н.э. греческий астроном Птолемей разработал модель Космоса, сосредоточенного на Земле и состоящего из концентрических кристаллических сфер, которые должны были доминировать в западной интеллектуальной традиции, пока не была оспорена польским астрономом  Николай Коперником (1473-1543). Модель Птолемея, опубликованная в 13 книгах  «Альмагест» были представлены эпициклы (движение планет по меньшим кругам, наложенным на большие круги), которые позволяли практически корректировать движение планет с учетом ретроградное движение (кажущееся временное изменение направления движения планет на небесной сфере, позже объясненное тем, что планеты обгоняют друг друга на своих соответствующих орбитах) и изменяющаяся яркость планет.

Логика Аристотеля и модель Птолемея представляли собой хорошо разработанное – казалось бы, интеллектуально неуязвимое  рациональное объяснение Космоса, которое оставляло мало места для веры. Однако падение Римской империи погрузило западную цивилизацию во тьму.

В века раннего средневековья, в течение которых большая часть греческой философии и рассуждений была утрачена для Европы.

Повторное открытие Западом философии Аристотеля в XII веке привело средневековый мир, в котором доминировали теологи, к острому конфликту с аристотелевской логикой, содержащейся в «Книге причин» и других трудах арабских ученых. Хотя первоначальный автор «Книги причин» неизвестен (некоторые ученые утверждают, что она была написана в Багдаде 9-го или 10-го века, другие утверждают, что она была написана в Испании 12-го века). Книга развивает аристотелевские концепции, утверждая, что каждая причина приводит к определенному порядку своих последствий. В отличие от средневековых представлений о чудесах, «Книга причин» утверждала, что Бог не мог сделать ничего противоречащего порядку, который он уже установил. Концепция Аристотеля о Первопричине как существе, которое само по себе остается неподвижным, неизменным и безличным, также была несовместима с христианской концепцией Бога, который регулярно вмешивается в дела людей посредством чудес. Кроме того, аргумент Аристотеля о том, что Вселенная круглая и вечная, противоречил христианскому учению о сотворении мира. Большинство ученых раннего средневековья отвергали вечность Вселенной как философский абсурд. Некоторые, однако, устанавливали слабую связь с первопричиной Аристотеля, утверждая, что Бог в конечном счете является причиной всех явлений и что Бог действует с помощью естественных механизмов.

Фома Аквинский очертил первопричины вещей

В рамках более широких усилий по согласованию логики с религиозным откровением (т.е. греческой логики и рациональности с христианским монотеизмом) Фома Аквинский попытался согласовать работу Аристотеля со средневековой теологической доктриной. Аквинский изложил свои собственные цели в своим  комментариям к «Книге причин» как попытка «очертить первопричины вещей». Он писал, что «высшее счастье, возможное в этой жизни, должно заключаться в рассмотрении первопричин, потому что то немногое, что мы можем знать о них, достойнее преданности и благороднее, чем все, что мы можем знать о низших вещах».

Для Фомы Аквинского разум и откровение — это оба законных пути к знанию и истине, и, следовательно, как философское, так и научное исследование могут быть использованы для доказательства теологических концепций.

Уильям Оккам развил доктрину теории познания

Что еще более важно, работа английского монаха Уильяма Оккама показала ошибочность опоры на интуитивные очевидные или логичные объяснения. Более того, в отличие от аристотелевского утверждения о том, что мысли и идеи являются разновидностью реальной и объективной материи, Оккам утверждал, что реальность основана на осязаемости в пространстве и времени, а не на метафизической логике.

В своих рассуждениях Оккам сформулировал, что наилучшей научной теорией при прочих равных условиях является объяснение или теория, которая требует наименьшее количество новых исходных предположений. Этот принцип экономии был использован Оккамом, чтобы опровергнуть необходимость во многих нагруженных сущностями и сложных моделях, которые были разработаны для объяснения реальности. Его методологический принцип  «не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»  Он утверждал, что не следует предполагать множественность, если она не может быть доказана разумом, опытом или непогрешимым авторитетом и остается общепринятым средство выбора между двумя теориями, касающимися одних и тех же физических явлений.

За много столетий до эмпиризма (до 17 века как новый подход к науке), который должен был подпитывать научную революцию, Оккам и другие философы  в конечном счете вернулись к тому, что вера является более надежным ориентиром, чем разум.

Однако, значение философии Аристотеля в трудах Фомы Аквинского, Бэкона и Оккама в значительной степени способствовали восстановлению разума и науки логики как пути познания и в конечном счете ослабили роль понимания, основанного на мистическом библейском понимании.