Миллионы людей в настоящее время регулярно говорят по мобильному телефону во время движения, хотя во многих странах запрещено использование мобильных телефонов водителями.
В России с марта 2001 года запрещен разговор водителя по телефону во время движения, кроме связи с устройством, позволяющим говорить и управлять устройством без помощи рук: хендс фри (нands free — свободные руки). Правовая база по этому вопросу определена так же, как и переоформление автомобиля, которое необходимо проводить в специализированных компаниях по принятым нормативным документам. Практически во всех новых автомобилях эта функция уже встроена.
Для принятия решения по ограничению использования телефона во время движения водителем были проведена статистическая и научная работа.
Статистика показывает, что водители, использующие сотовые телефоны во время движения чаще попадают в аварии, чем люди, выполняющие по этому вопросу инструкции.
Разговор по мобильному — это отвлечение может показаться небольшое и даже мимолетное, но это занимает свою цену: риск аварии в четыре раза возрастает, когда водитель говорит по телефону.
Использование телефона во время движения водителем
Чтобы доказать, что это не совпадение ученые проверили способность людей вести запоминание слов и решать несложные математические задачи во время вождения вдоль автомагистрали. Почти все, как и следовало ожидать, запомнили слова слабее, чем они это делали без движения. Они также хуже сохранили в памяти задачи и суммы, чем когда они были не за рулем.
Эксперименты проводились также с водителями, которые совершали телефонные звонки с помощью громкоговорящей связи, которую необходимо включать только нажатием кнопки для работы.
Особые датчики и видеокамеры отслеживали поведение водителя и определили, что разговор водителя по телефону во время движения требует мысленной энергии и таким образом степень концентрации по визуальному сканированию дороги уменьшается. Также определено, что круиз-контроль, мигающие сигнализации и различные лампочки уменьшали способности принятия решений. Это по-прежнему выступает в качестве одного из ярких примеров того, что значит надо уделять самое пристальное внимание на дорогу. Например, опасно оставлять круиз-контроль включенным, если водитель не собирается в ближайшее время его использовать. Круиз-контролем можно случайно задать ускорение автомобиля, или он начнет ускоряться неожиданно, растеряться и потерять контроль над автомобилем, что чревато дорожно-транспортным происшествием. Поэтому всегда надо выключать круиз-контроль, если он не используется кроме, конечно, адаптивного круиз-контроля с системой предупреждения столкновений.
Когнитивные психологи утверждают, что разговор по мобильному за рулем автомобиля означает выполнение двух задач одновременно и это считается многозадачностью. Но подавляющее большинство людей на самом деле не в многозадачном режиме, они не могут переключаться между задачами. Когда разговор становится более плотным и сложным, познавательная потребность, посвященная этому увеличивается и это означает, что меньше внимания доступно для вождения в этом случае.
Когнитивные нейробиологи, изучающие связь головного мозга с познавательными функциями установили, что люди, умеющие решать много задач одновременно существуют, но составляют лишь 2,5 процента от людей, прошедших тестирование. Что касается других 97,5 процента то производительность перераспределяется между задачами.
Набор текстовых сообщений во время вождения наиболее опасен, так как отвлекают глаза от дороги намного больше, чем переключение радио и даже набор номера по мобильному телефону. К текстовым добавляются риски уже вызванные невнимательностью слежения за дорогой. Но текстовая война в чатах далека от завершения. Последние анализы показывают, что более 40 процентов молодых водителей переписываются во время вождения или говорят по мобильному. Отправка сообщений стала общепринятой практикой для людей в возрасте до 25 или 30 лет. Это настолько проникло в повседневную жизнь, что это может быть действительно трудно, но необходимо отделить от вождения. Это все часть того, что ученые называют когнитивной нагрузкой. Когда мы общаемся с человеком, мы не можем видеть, мы создаем мысленный образ собеседника. Задача занимает более доступную мощность мозга, чем пассивно слушать радио, которое не требует взаимодействия
Общественные взгляды не согласны с научными выводами, что легко отвлекаться и, по их мнению, безвредно для езды. И многие люди считают, что они могут успешно выполнять несколько задач одновременно.
Но безопасность поездки зависит от многих факторов, которые могут выйти из под контроля водителя: дороги могут быть влажными, интенсивный трафик, сонливость, дорожное строительство, темнота, начинающий водитель по встречной полосе. Аварии редко возникают из-за случайных событий, таких как отказ оборудования автомобиля или удары молнии.
Таким образом, разговор водителя по телефону во время движения отвлекает внимание от функций, которые обеспечили бы хорошее представление о движущей среде. Это также как и признать статистические данные, которые доказывают, что путешествовать самолетом безопаснее, чем водить.
Интересная информация: с момента изобретения первого сотового телефона прошло более 40 лет и, очевидно, есть статистическая информация вреда использования сотового водителем при движении.