Азартные игры, будь то лотерея, карты, игры в казино, бинго, игровые автоматы, интернет покер, или ставки на спорт сейчас более приемлемы и доступны, чем когда-либо прежде. Можно без труда их найти. Для большинства людей азартные игры — это рекреационная (восстанавливающая) деятельность. Но для значимого меньшинства зависимость от азартных игр приводит к серьезным проблемам. При этом социальная фасилитация как эффект влияния не проявляется.
Недавно ученые и специалисты в области психического здоровья решили классифицировать зависимость от азартных игр как поведенческую аддикция, поставив в категорию расстройств похожих на токсикоманию.
Исследования подтвердили, что игровая зависимость имеет много общего с наркоманией и алкоголизмом, в том числе как происходят изменения в поведении и активности мозга.
Поведенческая зависимость
Под зависимостью от азартных игр понимается неконтролируемое желание играть, несмотря на возможные серьезные личные последствия.
Проблема может повлиять на человека, межличностные отношения, материальное положение, физическое и психическое здоровье. У зависимых людей, когда пытаются остановиться играть проявляется бессонница, возбуждение, раздражительность и чувство, что находишься не в своей тарелке, похожее на то, что наблюдается при некоторых наркологических расстройствах.
Наблюдая за поведением игроков можно сделать вывод, что они маскирует свои скрытые чувства неполноценности, незащищенности и страха. Патологические игроки считают, что жизнь не приносит радости и они добиваются высокой самооценки с помощью азартных игр.
Зависимость от азартных игр представляет собой нефармакологические действия которые включают когнитивные искажения, такие как суеверные убеждения, интерпретативные предубеждения или избирательная память.
Реакция мозга
Большая часть исследований в поддержку классификации зависимости от азартных игр с другими вредными привычками проводится путём изучения мозга. Свидетельства указывают на то, что азартные игры активируют в мозге систему поощрений во многом таким же образом как действуют отдельные лекарства.
Расположенный глубоко внутри головного мозга вентральный стриатум, имеет функции поощрения в мозговом центре. Задачи вентрального стриатума разнообразные и переплетаются психические, двигательные и чувствительные пути.
Методика изучения игровой зависимости такова: когда люди с расстройством играют в азартные игры, смотрят видео или участвуют в моделируемых действиях их мозг сканируется и ученые могут увидеть изменения кровотока в определенных областях мозга, указывающие, какие области являются более активными. При сканировании мозга магнитно-резонансным томографом ученые обнаружили, что активация в вентральном стриатуме зависимых от игр и равнодушных к играм людей разная. У зависимых игроков вентральный стриатум увеличился в ожидании денежного вознаграждения, чем люди без проблем игромании.
Такого рода исследования могут помочь определить риск развития игромании и токсикомании.
Ограниченность подростков приводит к зависимости
Подростковый возраст — это этап жизни, характеризующийся многими эмоциональными и поведенческими изменениями, что делает развитие привыкания в поведении подростков проблемой общественного здравоохранения, вызывающей особую озабоченность специалистов в области психического здоровья по всему миру.
Основные причины необходимости диагностики от игорной зависимости среди подростков: вовлечение в противоправные действия, потеря контроля, толерантности и ложь.
Молодые игроки имеют психологическую уязвимость к развитию зависимости от азартных игр; имеют трудности в обращении со стрессом и проблемами, которые возникают в критических ситуациях. Они проявляют признаки депрессии, тревоги, изменения настроения обусловленные событиями, которые происходили в их детстве. Во многих случаях игроки обращаются к алкоголю, наркотикам и начинают играть в азартные игры на ранней стадии жизни, и они быстро становятся одержимыми азартными играми.
Молодые игроки имеют следующие мотивации к азартным играм:
- показать другим, что они достойны их уважения;
- желание получить одобрение других;
- желание чувствовать себя менее скучно;
- меньше перегружаться негативными эмоциями.
Черты личности которые лучше всего предсказывают проблему:
- расторможенность,
- восприимчивость к скуке,
- веселость, возбудимость и недисциплинированность.
Исследование распространенности во всем мире показывает, что есть много причин для беспокойства: 5,8% подростков имеют компульсивные проблемы с азартными играми.
Учитывая повышенную распространенность этого расстройства исследователи предложили отказаться от медицинской модели, согласно которой зависимость от азартных игр считается индивидуальным психическим расстройством. Это социальная проблема общественного здравоохранения вызванная взаимодействие индивидуальных, социальных и экологических факторов.
Ретроспективные исследования показали, что большинство взрослых патологических игроков начали играть, когда они были подростками.
Факторы риска развития такого поведения среди молодых людей похожи на факторы риска злоупотребления психоактивными веществами: низкая самооценка, высокий уровень депрессии и тревоги расстройства и слабые копинг-способности.
Происходит вредное воздействие на физическое состояние детей и подростков во время их психо-когнитивного развития.
Программы профилактики игровой зависимости включают в себя 3 ступени:
- Меры первичной профилактики направлены на снижение заболеваемости новыми случаями зависимости от азартных игр и сосредоточение внимания на повышении осведомленности относительно этого типа поведения среди различных сегментов населения, начиная с младших групп;
- вторичные профилактические меры сосредоточены на процедуры скрининга (особый набор анализов, тестов, исследований);
- третичная профилактика означает лечение с клиническими медицинскими вмешательствами, консультационные и терапевтические услуги, финансовые услуги и работа с семьями игроков.
Профилактические программы, внедряемые в школах, должны опираться на солидные теоретические основы предлагающие информацию, относящуюся к целевой области:
- включить семинары по обучению социальным навыкам,
- быть культурно приемлемыми для возрастной группы,
- использовать интерактивные методы, ориентироваться на широкий спектр аддитивного поведения (патологические азартные игры, наркотические, никотиновые и алкогольные пристрастия);
- иметь четкую и эффективную структуру;
- обеспечивают обучение программы для учителей, а также для специалистов в области психического здоровья, основываться на предшествующих исследованиях эффективности.
Специалисты в этой области утверждают, что молодежь должна быть информирована про шаги, которые могут привести к развитию игровой зависимости: развлечения; волнения; одержимость; доверчивость; плохой выбор и рецидив.
Ученые утверждают, что азартные игры — это нормальный аспект жизни в подростковом возрасте; его распространенность выше, чем у токсикомании, а связь со злоупотреблением наркотиками и алкоголем представляет дополнительную трудность в профилактике и лечении программы.
Азартные игры являются популярным и распространенным поведением среди подростков, но относительно мало подростков обращаются за помощью при проблемах с зависимостью. Имеется следующий риск-факторы для расстройств: наличие родителей любителей азартных игр, имеющие более ранний возраст первой активности, обладающие большей импульсивностью и наличием областей плохого развития, в том числе медицинских, психических и/или токсикоманических расстройств и семейных проблем.
Признание игрока недееспособным
Лицо, которое считается патологическим игроком, может быть признано недееспособным. Ограниченная правоспособность подразумевает гражданский статус без полной дееспособности иметь права и обязанности. Т.е. зависимость от азартных игр может привести к лишению дееспособности.
Процедура ограничения дееспособности может быть инициирована лицом, которое в этом заинтересовано. Компетентный суд гражданской юрисдикции начинает процедуру, которая обычно представляет судебное разбирательство. Суд принимает решение об ограничении дееспособности и, следовательно, об опеке.