Влияние других людей представляет собой явление называемое социальная фасилитация которое позволяет выполнять задачи более успешно.
В широком смысле, социальная фасилитация — это воспринимаемое стимулирующее влияние другого человека или нескольких людей.
Теория явления
Считается, что американский психолог Норман Триплетт (1861 – 1934) провел первый эксперимент в социальной психологии, который был опубликован в «Американском журнале по психологии» в 1898 году. Вкратце, Триплетту было интересно понять, почему велосипедисты, которые катаются в одиночку, ездят медленнее, чем велосипедисты, которые катаются компанией. Считается, что данные, полученные им, показывают, что на соревнованиях дети работают быстрее, чем в одиночку. На самом деле, эти данные были не такими определенными, и исследование, в целом, игнорировалось в последующие годы.
В конце концов, идея о том, что простое присутствие других людей может существенно влиять на поведение человека (социальная фасилитация), была возрождена американским психологом разработчиком теории черт личности Гордон Олпортом (1897-1967) и стала основой большого количества социально-психологических исследований. При этом психология как самостоятельная наука уже сформировалась.
Термин социальная фасилитация в некоторой степени вводит в заблуждение, потому что простое присутствие других людей также может препятствовать программе реализации поведения. Простому поведению способствует присутствие других людей, а сложному поведению оно препятствует. Вкратце, теория побуждения заключается в том, что присутствие других людей действует возбуждающе и что в присутствии других человек обычно возвращается к доминирующей реакции.
Таким образом, реализация хорошо отрепетированного, простого или привычного поведения становится легче, а более сложного, менее заученного поведения — труднее. Следовательно, можно ожидать, что простое присутствие других людей будет способствовать приему пищи, как «простому» поведению.
Несколько исследователей, изучающих животных, продемонстрировали как раз такое явление на различных видах, от рыб до песчанок.
Пример влияния при приеме пищи
Кроме того, специалисты по социальной психологии смогли получить такие же данные и среди людей.
Можно сделать вывод, что простое присутствие других людей может оказывать мощное воздействие на поведение. Однако, строго говоря, это воздействие необязательно является эффектом простого нахождения в поле зрения и может интерпретироваться таким образом, что участники реагируют на неоднозначную ситуацию, исключительно подражая модели или учась, как вести себя в такой ситуации. При этом часто используемые эмоции не применялись.
Позднее исследователи пытались контролировать это альтернативное объяснение эффекта простого нахождения в поле зрения, разрабатывая парадигмы, которые не включали модели. Например, сравнивали обычных людей, которые ели или в одиночку, или с другим человеком, или с тремя другими людьми. Ученые обнаружили что это явление сравнимо с исследованиями, в которых использовались модели. Потребление пищи увеличивалось, когда участники ели с другими людьми, но количество присутствующих людей, видимо, не влияло на количество съеденной еды.