Что такое смех и как он продлевает жизнь

Смех является врожденным механизмом человека.
В то время как плач появляется при рождении, улыбка примерно в 2 или 3-недельном возрасте, характерное экспираторное движение не появляется до 4-6 месяцев. Однако случаи так называемых геластических (или смеющихся) признаков у новорожденных указывают на то, что нейронные и физиологические структуры, подчиняющие смеху, существуют при рождении.

О врожденности смеха говорит также тот факт, что он наблюдается у слепоглухих детей, даже у тех, кто не мог бы узнать о нем. В ходе развития смех становится более регулируемым, под добровольным контролем и вызывается в ответ на когнитивные и социальные стимулы, а не на физические стимулы как таковые.

Биологическое развитие смеха

Возраст смеха оценивается в 7 миллионов лет пройдя сложные этапы происхождения эмоций. Как и другие вокализации, такие как стоны, вздохи и плач, эта реакция человека, как полагают, предшествовала речи и, подобно этим вокализациям, он также может иметь коммуникативную функцию.

Хотя смех и гомерический (неудержимый) хохот часто утверждают, что он уникален для людей, поведение, подобное человеческому проявлялись у различных видов приматов, макак, бабуинов, человекообразных обезьян. Они выражают безмолвную демонстрацию оскаленных зубов (также называемую ухмылкой, гримасой или улыбкой), связанную с заторможенными движениями, уклончивыми и защитными движениями тела и позами, а также грумингом и объятиями. Это проявление наблюдалось у всех видов макак и бабуинов, а также у людей. Расслабленный, открытый рот («игровое лицо»), отмеченный широко открытым ртом, но без ярко выраженного обнажения зубов, наблюдался у всех видов макак и бабуинов, у каждой из больших обезьян, включая шимпанзе, бонобо, орангутанга и гориллу, у людей и у более отдаленных видов, таких как верблюды и беличьи обезьяны. Одним из вариантов игрового лица, отмеченного у некоторых видов, был открытый рот, показ оскаленных зубов с сопутствующим стаккато дыханием и всплесками вокализации.

Выражение названное «смеющимся лицом» оказывается поразительно похоже на человеческий смех. Это сопровождается неистовыми позами тела, резкими движениями, притворными укусами, игривой погоней и уклончивыми, повторяющимися взглядами, а не напряженным взглядом. Смеховое лицо было найдено только у макак, мандрилов, гелад, орангутангов, бонобо и, конечно, у людей, и это происходило, в основном, в социальных игровых контекстах, хотя в некоторых случаях оно наблюдалось в аккомпанементарной игре. Ученые отмечают, что для тех, кто связан с уходом, сексом важно не акцентировать внимание на конкуренции и сосредоточиться на общих интересах.

В то время как смех у нечеловеческих видов приматов встречается преимущественно в игровых контекстах и часто встречается у молодых особей этого вида, смех у людей возникает в различных социальных контекстах на протяжении всей жизни.

Более того, нет никаких доказательств того, что у нечеловеческих приматов есть что-то сравнимое с человеческой способностью производить, понимать и наслаждаться этим чувством.

Визуомоторные и физиологические аспекты

Смех — это двигательная и вокальная деятельность, требующая скоординированного действия 15 различных лицевых мышц и связанных с ними клонических сокращений грудной клетки и брюшной стенки.
Обычный и гомерический смех вызывает спазматические сокращения скелетных мышц, тахикардию, изменение характера дыхания и увеличение выработки катехоламинов. Кроме того увеличивает частоту сердечных сокращений, кровяное давление и частоту дыхания, а также мышечную активность.

Физиологически эта реакция человека противоположна плачу.

Хотя верхняя половина смеющегося лица кажется неотличимой от плачущего лица, нижняя половина и дыхательный паттерн в смехе являются противоположными паттернам плача.

Внешнее проявление включает в себя совместное сокращение основных скуловых мышц (т. е. оттягивание уголков губ назад и вверх) и глазных мышц орбикуляриса (т. е. поднятие щек и вызывание морщин-марионеток на глазах). Действительно, движение глазных мышц может служить маркером для отличия эмоционального смеха от произвольного (вынужденного), поскольку глазные мышцы орбикуляриса не сокращаются во время произвольного смеха.
Гомерический смех также сопровождается вспыхиванием ноздри, втягивание нижней челюсти, а также сиянием и блеском глаз.

С точки зрения дыхания, обычно начинается с резкого выдоха, за которым следуют ритмичные циклы выдоха/вдоха, которые могут быть или не быть фонетизированы как «ха-ха-ха».
Никакого вдыхания, предшествующего реакции, не требуется, так как смех производится при низком объеме легких. Ритмический паттерн дыхания смехом создается сокращениями мышц, которые обычно пассивны во время нормального выдоха, т. е. диафрагмы, брюшной полости и мышц грудной клетки. Эти мышцы работают вместе с гортанью. В плаче саккадические сокращения происходят главным образом с вдохом, тогда как в других случаях они сопровождаются короткими прерывистыми звуками. Вегетативные корреляты смеха включают возбуждение и напряжение мышц с последующим ослаблением мышечного тонуса, расширением кожных сосудов лица, шеи и рук, слезотечением и усталостью.смех

Ученые исследовали специфические визуомоторные аспекты человеческого смеющегося лица и их истолкование людьми. Результаты показали, что визуальные аспекты смеющихся лиц, которые оцениваются как веселые, победные или в целом положительные. Это часто используемая эмоция человеком.

Акустические аспекты

Ученые описали структуру смеха учитывая все дыхательные, вокальные, мимические и скелетно-мышечные элементы.
Смех состоит из начала (превокальный лицевой компонент), вершины (вовлекающий вокализацию или принудительный выдох) и смещения (поствокальная часть, обычно улыбка, которая исчезает).
Вершина содержит циклы смеха (т. е. повторяющиеся импульсы); обычно их 4 в цикле, хотя число может варьироваться от 9 до 12 в зависимости от объема легких. Часто бывает около 5 импульсов в секунду. На уровне движений гортани импульс смеха может быть дополнительно подразделен на количество и длительность вибрационных циклов голосовых связок.

Фонетика смеховых импульсов включает в себя ряд стереотипных изменений гортани, которые включают в себя четыре этапа:

  • межимпульсную паузу (момент тихого вдоха в промежутках между озвучиванием),
  • приведение (закрытие) аритеноидных хрящей,
  • вибрацию голосовых связок,
  • отведение (открытие) аритеноидных хрящей.

Несколько особенностей в акустическом сигнале могут служить сигналом о степени положительного воздействия, испытываемого смеющимся. Расширение и сужение глотки, как известно, влияет на качество голоса и может сигнализировать дружелюбный и презрительный смех, соответственно. Другие сигналы могут быть обеспечены гармониками, мелодическим контуром и длительностью. Мелодический контур, включая интонацию и высоту тона, может быть особенно информативным для эмоционального состояния и смысла. Вокальные связки часто бывают напряжены в условиях возбуждения или предвкушения, вызывая смех, который имеет восходящий мелодический контур.

Губы и щеки, как правило, приподняты в радостной улыбке или смехе; сокращение мышц изменяет форму открытия рта, ограничивая гласные звуки, которые могут таким образом быть произведены.

Аспекты здравоохранения

Польза смеха может распространяться и на физиологический уровень:

  • Он увеличивает частоту дыхания и очищает слизь.
  • Вполне возможно, что смех может быть полезен для пациентов с хроническими респираторными заболеваниями.
  • Повышенная частота сердечных сокращений и артериальное давление, сопровождающие эту реакцию человека, могут тренировать миокард и улучшать артериальное и венозное кровообращение, позволяя питательным веществам проникать в ткани. Это в свою очередь может облегчить движение иммунных элементов, полезных в борьбе с инфекциями.
  • Мышечная релаксация после смеха может уменьшить цикл спазм-боль у пациентов с невралгией или ревматизмом.
  • Снижение напряжения мышц гортани, сопровождающее смех, может помочь пациентам с патологией голосовых складок производить более расслабленный голос, а также может способствовать восстановлению фонации у пациентов с психогенной дисфонией, невозможностью фонатировать во время речи, несмотря на неповрежденную артикуляцию и отсутствие какой-либо идентифицируемой патологии гортани.
  • Повышенные уровни катехоламинов, связанные со смехом, могут быть ответственны за благотворное воздействие юмора на психические функции, такие как бдительность и креативность.

Нейроанатомические гипотезы

Говорят, что смех — лучшее лекарство и он продлевает жизнь. И есть много доказательств того, что эта реакция человека делает много хороших вещей для нас:

  • уменьшает боль и позволяет нам терпеть дискомфорт;
  • снижает уровень сахара в крови, увеличивая толерантность к глюкозе у диабетиков и недиабетиков;
  • улучшает производительность работы, особенно если работа зависит от творчества и решения сложных проблем;
  • роль в интимных отношениях значительно недооценивается;
  •  компенсирует воздействие вредного психологического стресса;
  • синхронизирует мозг говорящего и слушающего так, что они эмоционально настроены.

Смех устанавливает или восстанавливает позитивный эмоциональный климат и чувство связи между двумя людьми. Некоторые считают что основная функция смеха объединить людей.
И все преимущества смеха для здоровья могут быть просто результатом социальной поддержки, которую стимулирует эта реакция человека.

Теперь приходит твердое новое доказательство, что смех продлевает жизнь помогая  кровеносным сосудам функционировать лучше. Он действует на внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, называемую эндотелием, заставляя сосуды расслабляться и расширяться, увеличивая приток крови. Другими словами, это полезно для вашего сердца и мозга, двух органов, которые требуют постоянного потока кислорода, переносимого в кровь.

Рецепт который не разорит вас и может спасти вашу жизнь:

«тридцать минут физических упражнений три раза в неделю и 15 минут смеха ежедневно, хорошо для всего организма».