Предпринимателям во все времена приходилось переживать экономические и политические кризисы, конфликты, войны, а также природные и техногенные катастрофы.
Устойчивость бизнеса понимается, как субъективная характеристика выживаемости, находчивости и адаптации к повторяющимся условиям крайней неопределённости. Такое происходит не только в ответ на единичные неблагоприятные события, но также во время эндемичных, хронических, угнетающих невзгод и торжества несправедливости.
Предприниматели считаются более устойчивыми, если они быстрее оправляются от кризисов, чтобы возобновить прежнюю деятельность и восстановить получение прибыли в том же объёме (или большем). Почти в каждом человеке живёт неотъемлемо временная природа существования и жизнестойкости: жизнестойкий субъект создаёт и использует свои способности для взаимодействия с окружающей средой таким образом, чтобы позитивно регулировать и поддерживать функционирование до, во время и после неблагоприятных событий.
Но как процесс, развивается с течением времени?
Ведь порой бизнесменам разных уровней приходится переживать хронические кризисы, длящиеся годы (а иногда и десятилетия). Предпринимательская устойчивость всегда зависит от времени. События происходят не только с ними, но и со всем окружением. Скорее, субъективная действительность редактируются с учётом жизненного опыта людей, ведущих своё дело, чтобы соответствовать конкретным мотивам, поддерживать смысл и благополучие с течением времени. Эти активные люди сами выбирают, как им реагировать на невзгоды, например, подстраиваясь под изменившуюся действительность, экспериментируя с новыми способами рискованности, даже перестраивая себя. Владельцы бизнеса могут повысить устойчивость с помощью подхода к сохранению ресурсов, для управления настоящим или подхода к инвестированию ресурсов, который переключает их внимание на будущие возможности. Они могут быть изобретательными или просто сопротивляться влиянию внешних факторов.
Изменение субъективного времени
Время, как ресурс, часто мобилизуется предпринимателями. Они разрабатывают для себя сложные повествовательные описания времени. Бизнесмены, сталкиваясь с хроническими трудностями, спрашивают себя: «Что здесь происходит?» и «что мне делать дальше?». Некоторые устанавливают для себя решение о капитуляции: принятие статуса-кво, уход в отставку перед лицом будущих событий, которые они считают неизбежно враждебными для продолжения деятельности.
Другие умело используют временные механизмы, останавливая или откладывая на некоторое время свои усилия, снижая риски. А затем удваивая их или торопясь отреагировать на изменившиеся обстоятельства. Распространённым представлениям о «преодолении дистанции» и «преодолении трудностей» приписывают повышение шансов на выживание бизнеса и личной устойчивости, за счёт отсрочки или отказ в инвестициях и радикального сокращения расходов, чтобы выиграть немного времени, то есть «подождать и посмотреть на то, что будет дальше». Меняющиеся интерпретации могут изменить ход событий, посредством процессов временного влияния и сравнения. Понимание важности выбора времени, ритма, продолжительности и других функциональных аспектов временной реструктуризации, привлекает коллективное внимание к тому, как (и с какими ресурсами) предприниматели работают в кризисное время. Чтобы проявить настойчивость, они позиционируют действия как продолжение прошлого, расширяют временные рамки и усложняют временной порядок, надеясь на гибкость и управляемость обязательств. Такое временное посредничество опирается на определение временных ограничений и реконфигурацию различных обменов ресурсами. Поскольку бизнесмены воспринимают течение времени субъективно и агентивно, они могут изменять и даже избегать временных ограничений.
Хотя в исследованиях устойчивости объективное время рассматривается как данность, оно редко бывает фиксированным или однородным. Акторы искажают и модифицируют объективное время, согласовывают новые временные структуры или пересматривают свои временные схемы. Кризисы искажают восприятие объективного времени, особенно когда они вызывают экстремальные эмоции. Люди по-разному воспринимают срочность и контроль над временем, имеют разные временные предпочтения и различаются в своей способности отражать, смещать и координировать множественные временные объекты. Каждый из этих механизмов включает в себя множество процессов. Например, подготовка включает в себя временную проекцию, распределение, осознание и интерпретацию. По мере распространения временных конструкций и процессов мы начинаем понимать, насколько по-разному люди воспринимают субъективное время и работают с ним. Прожитое время можно перестраивать каждый день или крепко удерживать, чтобы сопротивляться ограничениям, налагаемых временными режимами и темпоральными структурами. Часы и календари ограничивают, но не полностью предопределяют течение субъективного времени. Во время кризисов субъективное время может затенять или выявлять объективное время. В свою очередь, объективное время также может изменять субъективное восприятие.
Предприниматели ценят «правильный и удобный момент». Их выбор упорядочен в хронологическом порядке, всегда анализируется и сравнивается. Традиционно о людях бизнеса говорят, что они торопятся во времени, оценивая его как драгоценный ресурс и участвуют в процессах мысленного учёта времени, которое они использовали или потратили впустую. Различные временные ориентации, фокусы и перспективы меняют то, как предприниматели переживают невзгоды и адаптируются к ним.