Форма Земли со времен доказательства Христофора Колумба уже была известна.
Когда Христофор Колумб достиг берегов Америки, он полагал, что достиг своей цели — Индии, поскольку искал иной, более легкий путь на другую сторону мира. Его путешествие, как и путешествия других мореплавателей того периода, уже основывалось на представлении о шарообразности планеты.
Кроме того греческие философы Аристотель, Посидоний, Александрийский философ Эратосфен первые доказывали что Земля круглая.
История доказательств шарообразности Земли
При наличии всевозможных удивительных взглядов на мир, на положение планеты в Космосе и на ее внутреннее устройство, концепция о шарообразности Земли была сравнительно быстро принята и доказана. Лишь некоторые арабские и индийские цивилизации продолжали придерживаться представления о том, что планета плоская и стоит на подставке.
В древнем мире отцом идеи о шарообразности Земли был Пифагор и его школа, а первые измерения, проведенные греческими учеными-геометрами, были исключительно точными. Принципы измерения, использованные греками — простая геометрия треугольников — использовались еще в недалеком прошлом при измерении формы Земли.
В настоящее время классические геометрические методы заменены искусственными спутниками Земли, с помощью которых проводится не только измерение, но и взвешивание земного шара.
Современное представление фигуры нашей планеты
При взгляде на глобус Земля представляется в виде совершенного, идеального шара. Также она выглядит и с космического тела. Но уже ученые Возрождения, и среди них известный Исаак Ньютон, сделали вывод о том, что Земля имеет несколько сплющенную форму.
Аргументы в пользу этого факта были весьма разнообразными, поэтому одни считали, что Земля сплюснута на полюсах, другие — в области экватора.
Французская академия наук послала две научные экспедиции на разные места земного шара — в область экватора и в полярную область. Экспедиции попытались измерить сжатие и пришли к заключению, что планета сплющена на полюсах, поэтому экваториальный радиус несколько длиннее, чем полярный.
Разница, правда, незначительна: на 12 714 км полярного радиуса приходится 12 756 км экваториального, что составляет всего 44 км, однако ее можно измерить, и она важна с точки зрения геофизики.
Из этого вытекает и тот факт, что гравитационное ускорение (или сила притяжения) неодинаково на полюсах и на экваторе. В процентах эта разница составляет 0,3% общего среднего значения.
Форму Земли можно характеризовать как ротационный эллипсоид, а не шар. Еще точнее планета имеет форму геоида, то есть фигура, ограниченная поверхностью, которая в данном месте пересекает направление отвесной линии под прямым углом.
Геоид весьма сложен по форме, и каждая крупная масса, например, высокие горные массивы, оказывают влияние на его форму.
В настоящее время форма Земли выводится из измерения гравитационного ускорения, которое производится не на нашей планете, а в Космосе, на спутниках. Движение спутников испытывает изменения в гравитационном поле. Анализируя траекторию, можно определить гравитацию, а потом и форму нашей планеты.
Конечно, она похожа на шар, но шар с многочисленными большими или меньшими выступами, так что ее можно сравнить с картофельным клубнем.
Сила тяжести и масса нашей планеты
С величиной силы тяжести связана масса и форма Земли, известная с тех пор, когда Исаак Ньютон сформулировал закон о взаимном притяжении тел, известный со школьной скамьи.
Английскому ученому Генри Кэвендишу более двухсот лет тому назад удалось в лаборатории измерить величину гравитационной константы, которая не отличается от полученных значительно позже с помощью гораздо более сложных и точных приборов.
Земля более чем в 81 раз тяжелее Луны, но в 100 тысяч раз легче Солнца.
При сравнении объема Земли и ее массы видно, что она обладает довольно высокой удельной плотностью, что намного больше, чем плотность горных пород на ее поверхности. И хотя примерный возраст Земли известен, но за это время человечество не смогло проникнуть глубоко вовнутрь планеты.