Долгое время в Российской Федерации профессиональная деятельность медицинских работников осуществлялась на основании сертификата специалиста. Действовала система повышения квалификации медицинских работников, согласно которой 1 раз в 5 лет медицинские работники должны были сертификат подтверждать, проходя циклы по усовершенствованию в объеме от 144 часов и сдавая сертификационный экзамен.
Реформы в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников начались с 2017 года, когда на смену «классическому усовершенствованию» пришла система непрерывного медицинского образования или сокращенно НМО.
О преимуществах и недостатках НМО вы узнаете из данной статьи.
Определение НМО
НМО, согласно определению на сайте Координационного совета по развитию медицинского и фармацевтического образования — это новая форма повышения квалификации медицинских работников. Непрерывное медицинское образование отличает использование инновационных технологий (например, дистанционных, симуляционных и других), а также возможность прохождения персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний и навыков, соответствующих потребностям специалистов.
Другими словами, НМО – это возможность обучаться новым знаниям и умениям не периодически, а на протяжении всей профессиональной деятельности.
Новая система предполагает более размеренное получение образования. Теперь не нужно проходить единую образовательную сессию, достаточно за 5 лет получить 250 баллов — т.е. 250 часов профессиональной подготовки. При этом ежегодно необходимо получить не менее 50 баллов, их которых 36 баллов набирается образовательными программами, а 14 – образовательными мероприятиями.
Сделано это для сохранения принципа непрерывного образования, т.е. для лишения возможности прослушать все 250 часов прямо перед окончанием отведенных для этого пяти лет. После того как 250 баллов набраны, специалист подает свое портфолио в аккредитационную комиссию и получает свое заветное свидетельство об аккредитации.
В теории все понятно и гармонично. На практике у медицинских работников возник ряд затруднений.
Что происходит в системе НМО на самом деле
На сегодняшний день система НМО имеет ряд недостатков, например, не все медики имеют свободный доступ в сеть Интернет. Особенно это актуально для жителей, отдаленных от региональных центров населенных пунктов.
У специалистов в возрасте, которые всю жизнь работали с бумажными документами и не имели отношения к дистанционным технологиям, нет элементарной компьютерной грамотности. Зачастую таким специалистам необходима помощь во включении компьютера, не говоря уже о прохождении дистанционного обучения.
Также отмечается, что не все специальности имеют достаточное количество курсов на портале НМО, чтобы пройти повышение квалификации медицинских работников и набрать необходимое для получения аккредитации количество баллов.
Трудности возникают и с оплатой участия в курсах НМО. «Классическое повышение квалификации» действовавшее до 2017 года традиционно оплачивал работодатель, но для системы НМО это положение еще не закреплено законодательно. Эта проблема чаще всего возникает у сотрудников частных медицинских клиник.
Что делать медицинским работникам, у которых уже не действует сертификат специалиста, а баллы НМО не набраны?
Система НМО плавно внедрялась в жизнь медицинских работников.
Специалисты, продлившие сертификат в 2017 году должны были с момента его получения начинать собирать баллы НМО, таким образом к моменту периодической аккредитации, к 2022 году, специалисту необходимо обладать 250 баллами. Однако не все медицинские работники пошли этой дорогой в надежде, что к моменту аккредитации все измениться или просто понадеялись на русский «авось».
Возникает вопрос, что делать медицинскому работнику, у которого нет баллов, а аккредитация уже скоро?
В помощь такому специалисту «Смешанная форма обучения», которая сейчас активно используется.
«Смешанная форма обучения» дает возможность набирать баллы не только программами на портале НМО, но и курсами повышения квалификации с выдачей удостоверения о повышении квалификации.
Например, курс продолжительностью 144 академических часа сейчас может добавить в копилку специалиста 40 баллов.
Не надо забывать и про отчет о профессиональной деятельности специалиста, который может существенно наполнить портфолио медицинского работника.
Подводя итоги стоит сказать, что сама идея непрерывного медицинского образования кажется очень перспективной и должна повысить качество образования медработников и медицинских услуг в стране в целом. Но по состоянию на сегодняшний день она требует еще немало доработок для того, чтобы действовать по-настоящему эффективно. И доработки эти связаны не только с организацией прохождения обучения на государственном уровне, необходимо, чтобы непосредственно медицинские работники, главные пользователи НМО приняли данную реформу. НМО это свершившийся факт и назад к «классической» системе повышения квалификации дороги нет.