Стремительное развитие информационных технологий в наше время, их применение во всех сферах жизни, сбор и обработка персональных данных с помощью новых технологий выявила необходимость обеспечения их защиты на международном уровне и принятия закона о персональных данных.
С появлением Интернета и развитием новых бизнес-моделей, компании все чаще проводят большие объемы обработки персональных данных о своих сотрудниках и клиентах. В связи с тем, что существует множество проблем конфиденциальности хранимых данных, созданных в Интернете и новых бизнес-моделей, введены ограничения законом на хранение и обработку персональных данных.
Общеизвестно, что быстро растет количество компаний, таких как, например, телекоммуникационные операторы, банки, кредитные компании, крупные предприятия розничной торговли, Интернет-провайдеры, поставщики поиска и социальные сети, собирающие большое количество личной информации. Некоторые компании даже специализируются на переработке и продаже этой информации.
Персональные данные в основе Интернета
В частности, обработка персональных данных лежат в основе Интернета.
Компании, такие как Google или Яндекс, разработали услуги и бизнес-модели, успех которых в значительной степени полагается на приобретение и обработку этой информации.
Такие данные позволяют этим компаниям улучшить качество своих услуг и сделать их более привлекательными для пользователей. Они также позволяют им монетизировать свои услуги посредством целевых (также известной как «поведенческой») рекламы. Объем и качество информации, полученной таким образом, ключевые конкурентные отличительные особенности в интернет-экономике. Их службы, безусловно, выиграют от способности поставщиков использовать обработку персональных данных для улучшения качества услуг (более релевантные результаты поиска и т.д.) и более целевой рекламы. Приобретение больших объемов инфы интернет гигантами лишает преимуществ конкуренции. Существует также риск, что онлайн поставщики услуг могут стремиться прекратить другим компаниям поставлять поисковую информацию, которая может конкурировать.
Суть закона о персональных данных
На этом фоне принят закон о защите персональных данных. Суть закона о персональных данных в критической важности в приобретении и нераспространении информации для большинства компаний и организаций.
Вышеуказанные изменения широко интерпретируются в российской прессе как требование к операторам хранить и размещать личные данные исключительно на серверах и в базах данных, которые находятся в России. Однако закон не запрещает дублировать личное и хранить их в России и за рубежом. Закон не изменяет или запрещает трансграничную передачу.
Закон не применяется в следующих случаях, которые предусмотрены в статье 6 (подпункты 2, 3, 4 и 8 части 1) Федерального закона «О персональных данных»:
- обработка персональных данных для достижения целей, которые предусмотрены международным договором или законодательным актом Российской Федерации если нужна информация для проведения и выполнения функций, полномочий и обязанностей, введенных законодательством Российской Федерация;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, соблюдения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, которое должно быть исполнено в соответствии с законодательством Российской Федерации о правоприменительных процедурах;
- обработка персональных данных необходима для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществляющих свои функции, а также для организаций, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги;
- обработка персональных данных необходима для журналиста при выполнении своих профессиональных обязанностей и / или законной деятельности средств массовой информации, научной, литературной или иной творческой деятельности, подлежащая такая деятельность не нарушает права и законные интересы субъекта данных.