Процесс мышления – это средство проявления различных способов деятельности человека. Психология как самостоятельная наука различает теоретическое и практическое мышление:
- Теоретическая форма – метод осуществления умственной, интеллектуальной деятельности.
- Практическая форма – метод осуществления работы с реальными объектами природы и общества.
Теоретическая познавательная сфера
Задачи мыслительного, когнитивного, характера осуществляет теоретическое мышление, то есть это чисто задачи абстрактного, специфического характера. Умственная, интеллектуальная работа несет задачу приоткрыть завесу «истины», познать бытие, внутреннюю сущность субъекта.
Познание – вечно, оно бросает нас на разные структурные уровни той или иной вещи, выявляет цикличность и глубину предмета деятельности. Этот процесс осуществляется человеком, личностью (философом, математиком, физиком и так далее), который перерабатывает уже существующие знания и создает нечто новое, толкает прогресс вперёд, осуществляет процесс познания. Познание общечеловеческая натура, то есть плоды познания усваиваются людьми.
Время для умственного, интеллектуального мышления не играет роли, оно не имеет границ. Структуре субъекта не важно наличие времени, мы можем познать её вне зависимости от того какой сейчас год, век, эпоха. Можно сказать, что индуктивность, то есть процесс познания от объекта к субъекту – это главный способ теоретической мысли.
Практическое познание
Практическое мышление имеет цель решения конкретных проблем, которые возникают в определенных видах специализированной деятельности (работа политика, учителя, врача, инженера, журналиста, адвоката и так далее), но ещё и в обычной, скажем, семейной жизни. Главной чертой практического мышления – это особый, обособленный рамками отдельного случая, а не повсеместный характер. Они существуют временно, на период пока есть те факторы, которые вызвали необходимость прибегнуть к ним. Из этого вытекает то, что практические задачи необходимо решать быстро (пускай и относительно быстро).
Эти две формы работы различаются так же и своим практическим значением. Её объект открывает для себя реальность такой, какая она является с помощью теоретической деятельности. Теоретическая деятельность создаёт возможность осознания, лучшего для сущности самого объекта.
По причине того, что умственная, интеллектуальная работа никак не соприкасается с субъектом своей деятельности, с материальным миром, то проверка практикой правильности итога теоретической деятельности не всегда может быть сделана сразу после того, как эти итоги были получены.
Таким образом, теоретическое и практическое мышление необходимы для многих видов, но в каждом виде может доминировать любой познавательный процесс.