С развитием исследований ДНК в частности и генетической революции в общем опасные ситуации рождения ребенка на заказ возникают уже сегодня.
Еще 20 лет назад генетическая диагностика разработала технологии сканирования эмбриона на наследственные болезни. Сейчас в США на вполне легальной основе компании еще до зачатия распознают хромосомы XX и XY и дают ответ это мальчик или девочка. Хотя доказано, что пол ребенка зависит от мужчины, но во многих других странах это запрещенная процедура.
Таким образом, ребенка на заказ по половому признаку американская компания уже реализует вполне легально. Много других примеров генной инженерии с манипулированием генами.
В качестве доноров яйцеклеток она нанимает только привлекательных 20-летних выпускниц колледжей. Затем она посылает сперму и яйцеклетку доктору, который создает эмбрион.
Другая растущая отрасль экономики — суррогатное материнство, когда женщина дает согласие выносить и родить ребенка для бездетной пары. В прошлом это случалось как помощь друзьям или родственникам, которые не могли родить ребенка самостоятельно. Но все чаще это происходит на коммерческой основе. Обычно не очень состоятельная женщина сдает свою матку «в аренду» более состоятельной паре за несколько тысяч долларов.
В наши дни намного дешевле передать суррогатное материнство, как и многие другие услуги в мировой экономике, «на подряд» в малообеспеченные регионы. Кроме того, в этих регионах суррогатное материнство обычно слабее регулируется. Индия быстро становится «торговым центром» для людей из западных стран.
Клиники, предлагающие суррогатных матерей иностранцам, говорят, что их засыпают запросами из США и Европы по мере того, как распространяются сведения об индийской комбинации из одаренных профессионалов в медицине, относительно либерального законодательства и низких цен.
Моральные дилеммы и срочные вопросы
Позволяя индустрии оплодотворения экспериментировать с новыми технологиями и необдуманными протоколами и некритически воспринимая новые технологии, мы подвергаем риску женщин и будущих так называемых детей на заказ.
Научное сообщество достаточно неоднозначно реагирует на сенсационные открытия в области генетического отбора и развития направления рождения ребенка на заказ. Общество пытается подвергнуть активному, углубленному, критическому анализу проблемы безопасности и этические дилеммы, связанные с новыми репродуктивными и генетическими технологиями. Хотя секвенирование ДНК помогает изучать биологические процессы организма, но ребенок на заказ это уже этически сложно.
Вот несколько ключевых этических вопросов, которые следует рассмотреть
- Существует ли принципиальная разница между правом женщины прервать нежелательную беременность и ее решением выбрать детей с определенными свойствами?
- Каким будет влияние на выбор определенных свойств для людей с ограниченными возможностями и для общества в целом?
- Можно ли разрешить репродуктивным клиникам проводить рекламные кампании в пользу выбора цвета глаз, волос и кожи будущих детей, какую однажды провели в 2009 году?
- Является ли политически приемлемым запрет на выбор пола будущего ребенка в странах, где стараются избежать рождения детей женского пола, допуская в то же время существование растущего и прибыльного бизнеса по выбору пола в США и Канаде с целью «балансировки семьи»?
- Выплаты бедным женщинам в Индии за предоставление услуг суррогатного материнства или выплаты девушкам за яйцеклетки — идут они им на пользу или являются следствием эксплуатации?
- Как мы создадим этическую основу принципов, которые учтут желание людей иметь биологически родного ребенка и опасения по поводу рисков для доноров яйцеклеток и суррогатных матерей?
- Правда ли, что технологии, позволяющие осуществлять отбор, служат входными воротами в мир экстремальных процедур, таких как репродуктивное клонирование и наследуемые генетические модификации?