Что такое чувство юмора – возникновение и значение

Способность воспринимать и воспроизводить юмор, высоко ценится в человеческих обществах, поэтому является предметом большого философского интереса.
В данной статье обобщается многообразие теоретических аспектов и возможных исследований, связанных с изучением чувства юмора, в том числе его природы, происхождения в онтогенезе и филогенезе, его поведенческих проявлений в смехе,  психологического и эволюционного значения, а также гипотетического нейронного опосредования.юмор

Хотя исследование чувства юмора может показаться способом уклонения от серьезной проблемы что такое жизнь, но это может оказаться довольно эффективным способом противодействия многим негативным последствиям психических заболеваний.

Юмор может дать людям возможность скрыть или раскрыть свои уязвимые места, также может помочь преодолеть затруднительное положение.

К человеку с хорошим чувством юмора относятся более благосклонно, чем к человеку не имеющему этого качества.

Юмор, как говорят, наделяет умственную гибкость, открытость к опыту, игривость и естественность, а также высоко ценится коллегой, лидером, другом или потенциальным партнером. В самом деле, способность к игре и человеческому достоинству должна быть оценена повсеместно. Хотя научный интерес к природе и функциям юмора имеет долгую историю, эмпирическое исследование форм, способов использования и биологических основ юмора и смеха является довольно важными.

В этой статье рассматриваются как хорошо изученные, так и относительно неисследованные вопросы, касающиеся юмора и смеха.

Ниже приведены некоторые из вопросов, которые рассматриваются здесь:

  • Что такое юмор?
  • Какова роль смеха в юморе?
  • Каковы онтогенетические и филогенетические истоки смеха?
  • Как работает юмор, когнитивно?
  • В чем функциональное значение юмора?
  • Какие нейронные схемы лежат в основе смеха и юмора?

Определение юмора

Юмор обычно требует, чтобы по крайней мере два человека (инициатор и получатель) сотрудничали в создании того, что называется игровым фреймом, в который вовлеченные стороны молчаливо соглашаются, что то, что воспроизводится не должно восприниматься всерьез. Игровая рамка также может быть установлена одним человеком в ответ на воспринимаемую несообразность в событии или ситуации.

Вербальный юмор – это особая форма умелого использования слов и выражений, в котором по крайней мере два несопоставимых значения вплетаются в текст, используя двусмысленность, многозначность, интертекстуальность или непоследовательность таким образом, что слушатель вынужден ожидать одно значение, но на самом деле испытывает другое.

Считается, что удовольствие от юмора возникает при внезапном осознании несоответствия между ожидаемым и пережитым смыслом.

Предпосылки возникновения юмора

В качестве предпосылок возникновения чувства юмора у вида были предложены различные факторы, в том числе социальность, исследовательское стремление, система коммуникации (позволяющая членам вида выражать и передавать убеждения и чувства), способность мысленно представлять и упорядочивать физический мир, а также способность строить возможные воображаемые миры.
Дополнительные предложенные критерии включают способность использовать логику и рассуждения независимо от аффективных или реальных ограничений, способность обманывать или искажать истину, способность к сотрудничеству, взаимности, состраданию и теории разума.

Что делает что-то юмористическим

В уме появляется нечто неожиданное, новое или несообразное, что прорывается сквозь привычный ход мыслей и становится сильным элементом.

Ключевым элементом юмора является внезапная и неожиданная перестройка элементов конфигурации, мало чем отличающаяся от той, что испытывается во время вспышки озарения. Юмористическое повествование манипулирует нашими ожиданиями только для того, чтобы представить нам совершенно иной вывод, чем тот, который мы ожидали. Поскольку вывод нарушает то, как мы думали о событиях в повествовании, мы совершенно не готовы к нему. После мгновенного замешательства мысли мы с ясностью переживаем вновь перестроенную конфигурацию: развлечение возникает, когда мы осознаем, как нас ввели в заблуждение.

Для того, чтобы юмор был вызван, новое восприятие ситуации должно в некотором смысле быть уменьшено по важности по сравнению с кажущейся реальностью, которая была первоначально принята.
Когнитивные подходы характеризуют восприятие юмора в терминах обработки информации как включающие три стадии:

  • стадия восприятия
  • осознания несоответствия
  • стадия разрешения несоответствия.

Функциональные теории смеха и юмора

Теории об использовании смеха и юмора варьируются от психологических и социально-антропологических подходов до метафизических и эволюционных.

Психологические

Среди психологических теорий одной из самых ранних является теория основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, описанная в книге “шутки и их отношение к бессознательному” (1963). По Фрейду, шутки допускают временное выражение социально нежелательных импульсов из подсознания. Фрейд отмечает, что тенденциозный (непристойный) юмор создает препятствия.

Ассоциация

Нет единого мнения о том, присуща ли чувству юмора враждебность. Сторонники так называемой теории превосходства (например, Аристотель, Платон, Гоббс и Бергсон) рассматривают юмор как отражение моральной позиции.

В отличие от негативного использования юмора, как в подавленном или насмешливом, недавние клинически обоснованные исследования направили внимание на положительные аспекты юмора. Юмор все чаще рассматривается как полезный механизм взаимодействия со стрессом и как регулирующий аффект.

Смех может уменьшить некоторые существующие проблемы психического здоровья, а чувство юмора может умерить воспринимаемую интенсивность негативных жизненных событий.

Социальная / антропологическая

Социальные и этологические теоретики рассматривают чувство юмора как маркер членства в группе и солидарности, а также как средство поддержания социального контроля и сплоченности группы. Антропологи описали “шутливые отношения” в различных традиционных обществах как относящиеся к ритуализованному поддразниванию между определенными родственниками, в котором получатель должен не обижаться.

В своем проницательном анализе антропологи предполагают, что шутка является подрывным актом, поскольку она нивелирует иерархию и представляет собой триумф близости над формальностью и неофициальных ценностей над официальными. Неудивительно, что этот подрывной аспект юмора особенно очевиден среди представителей групп меньшинств, которые могут использовать юмор для того, чтобы изобразить реальность таким образом, чтобы выявить социальное неравенство. Много феминистского и политического юмора встречается сейчас в обществе.

Метафизическая теория

Немецкий философ-волюнтарист Фридрих Ницше, например, утверждал, что юмор был «изобретен» из-за страданий людей. Эта точка зрения находит свое отражение в экзистенциалистской философии.

Однако по большей части юмор не воспринимался всерьез в классической философской мысли западной традиции, которая склонна была считать его иррациональным, безответственным и легкомысленным.

В противоположность этому, восточные традиции, такие как индуистское, буддийское и суфийское мировоззрения, рассматривают юмор как адекватную реакцию на превратности смерти, болезни и старения. Юмор здесь рассматривается как понимание того, что все человеческие стремления в конечном счете комичны и что мудрость вытекает из этого понимания.

Юмор как механизм временного отключения

Когда нас действительно что-то забавляет, чаще всего это застает нас врасплох и отвлекает мысли человека от того, что мы делали или думали. Если мы искренне смеемся, мы буквально не можем думать, не говоря уже о том, чтобы делать что-то еще.
Такой “отключающий”  эффект юмора может быть эволюционно значимым (т. е. что основная адаптивная функция  является отключающей).
Эта точка зрения согласуется с соответствующим понятием юмора как средства для указания и обмена контрприемами или предоставления опровергающих доказательств при решении проблем.

Как социальное обучение

Представление о том, что веселый смех служит для создания и укрепления групповых границ, составляет центральную часть эволюционного объяснения юмора.

Юмор рассматривается как способ благоприятного манипулирования своим статусом в группе для улучшения доступа к ресурсам для социального успеха.
В частности, предполагается, что юмор развился как разновидность остракизма, средства манипулирования социальным статусом при принятии решения в группе (и, следовательно, доступом к критическим ресурсам) путем облегчения связей с определенными членами и остракизации других посредством явного или неявного исключения.

Теория рассматривает юмор прежде всего как средство установления господства и тем самым повышения конкурентоспособности за критические ресурсы.

Юмор, как форма построения социального сценария, дает преимущество в обучении. Юмористические нападки могут быть более успешными, чем прямая критика или оскорбления как способ установления господства, поскольку они являются косвенными и, следовательно, более спасительными способами манипулирования статусом, чем прямые проявления враждебности или силы.
В социальной модели юмор, независимо от того, есть ли у него определенная цель, по существу развивается на службе манипуляции статусом.

Юмор как притяжение партнера

Самое последнее эволюционное предложение относительно юмора подчеркивает его важность в ухаживании и предполагает, что креативность и непредсказуемость, присущие юмору, рассматриваются как привлекательные для потенциального сексуального партнера.

Юмор заключает в себе элементы творчества, и поэтому неудивительно, что чувство юмора очень желательно в потенциальном партнере. С этой точки зрения, юмор развился из-за его важности в ухаживании и выборе партнера.
Пять эволюционных гипотез подчеркивают различные элементы чувства юмора:

  •  разрушает нашу рутину в лучшую сторону
  • учит и вознаграждает нас в наших социальных взаимодействиях в различных областях деятельности
  • помогает создавать и укреплять аффективные связи
  •  притягивает и поддерживает полового партнера.

Имеются доказательства, согласующиеся с каждым из этих мнений, направленные на изучение предположений и утверждений различных гипотез. Теория и исследования по экспрессии и нейронному опосредованию нормальных и аномальных проявлений смеха и юмора требует продолжения.