Сейчас важно обратить внимание на философию вируса, поскольку её значение поднимает важнейшие концептуальные и философские проблемы. Это необходимо в дополнение к практическим вопросам, уже широко обсуждаемым и решаемым в правительствах многих стран и средствах массовой информации (о вирусах Эбола, Зика и Коронавирус).
Философия вируса поднимает актуальные концептуальные вопросы, некоторые из которых могут быть непосредственно связаны с классическими вопросами философии биологии или даже общей философии.
Вирусы представляют собой наиболее распространенные и разнообразные биологические объекты в природе в виде неклеточных инфекционных агентов.
Их существование сеет смерть и количество смертей за историю развития человечества выше чем погибших в войнах людей.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, мы упоминаем здесь проблемы, которые кажутся нам чрезвычайно важными с философской точки зрения по этим неклеточным инфекционным агентам.
Хозяева и паразиты
Эволюция жизни часто описывается как непрекращающаяся гонка превосходства между хозяевами и паразитами.
Действительно, появление паразитических элементов неизбежно даже в самых простых размножающихся системах.
Вероятно, более точным будет утверждение, что вся философская история жизни — это история коэволюции хозяина и паразита. Гонка за превосходство является главным аспектом этой коэволюции, которая, однако, включает также множество форм сотрудничества, в разной степени для разных классов репликаторов (размножающихся систем). Это сотрудничество проявляется не только в обмене генами, но и в самоограничивающих стратегиях многочисленных репликаторов. Отношения между этими разнообразными элементами охватывают широкий диапазон сожительства, обеспечивая необходимые метаболические возможности.
Вирусы успешно занимают широкий спектр ниш, играют ключевую роль в эволюционных и экологических процессах и, что не менее важно, уже давно вызывают озабоченность у врачей и эпидемиологов. Эта ситуация еще более удивительна, учитывая, что некоторые биологи на протяжении многих лет создали богатую концептуальную рефлексию о вирусах и философию микробиологии которая широко расцвела в последние годы.
Между тем, как вирусологи, так и историки биологии создали детальную и богатую историю вирусологии. К сожалению, философия вируса пока отсутствует в области философии биологии.
Тем не менее, кажется будет справедливым упомянуть, что в целом философия вирусологии в последние годы оставалась довольно незрелой, по крайней мере по сравнению с другими разделами биологии.
Проблемы философского понимания вирусов
Первая общая проблема: «что такое вирусы?” — можно разделить на три более конкретные проблемы (определение; индивидуальность; таксономия).
Вторая общая проблема: «каково место вирусов в биологическом мире?” — можно разделить на три другие специфические проблемы (жизнь; организменность; неживые биологические роли). Вирус живой или неживой относится в том числе и к философскому предмету жизни.
Проблемные вопросы вирусологии и философии вирусологии:
- Что такое и как определить биологический вирус?
- Индивидуальность и идентичность: где и когда начинается и заканчивается инфекционный агент?
- Что такое биологический индивид и что делает его идентичность во времени?
- Что такое разновидность и биологический вид вируса?
- Что такое «естественные виды» в биологии и каково их место в биологическом мире?
- Живы ли вирусы? Что такое жизнь?
- Является ли вирус организмом? Что такое организм?
- Независимо от того, считаются ли они живыми или нет, каковы биологические (особенно эволюционные и экологические) роли?
- Как сформулировать биологическое и ”живое» измерения?
- Как взаимодействуют биотические и абиотические (живые и неживые) элементы и каково может быть влияние последних на жизненные процессы?
- Какова молекулярная природа этих элементов так сильно поражающих людей.