Приемы риторики были разработаны ещё в классической Греции с середины 5 века до нашей эры. Из Афин, одного из самых выдающихся греческих городов, сохранилось большое количество речей (особенно судебных), датируемых концом 5-го — 4-го веков до нашей эры. Они свидетельствуют о широком использовании риторических приемов, включая возбуждение эмоций. Лингвистические антропологи изучают теорию и практику публичной сферы общества, в том числе и об ораторском искусстве.
Так курсы ораторского мастерства с помощью технологий коммуникации обучают жанру медийной речи, политическому ораторству с учетом навыков красноречия.
Древнегреческое ораторство в судах
Греки – традиционно делили ораторские речи на 3 типа:
- судебные или правоприменительные (направленные на принятие судебных решений);
- совещательные (направленные на принятие политических решений);
- церемониальные (красноречивые для показа, которые не приводили к немедленным решениям, но через похвалу или порицание могли повлиять на будущие действия).
Это тройственное деление является схематичным и используется на курсах ораторского мастерства. Во многих речах и сейчас переплетаются различные разделы, в которых могут сочетаться суждения, похвала или порицание, а также принятие политических решений.
Афинские судебные речи также часто сочетали в себе различные виды ораторского искусства, особенно на публичных процессах. В таких речах часто описывались ужасные вещи, которые произойдут с городом в будущем, если политическому деятелю сойдет с рук совершение определенных преступлений, поскольку других тоже будут поощрять к совершению таких преступлений. Наказание их становится не только судебным, но и политическим решением. Таким образом, хотя формально речи могут быть отнесены к одной категории, может быть полезно думать о любой речи как о, возможно, имеющей судебно-медицинскую, совещательную и / или церемониальную части.
Греческий философ и эрудит Аристотель (384–322 гг. до н. э.) утверждал, что речи влияют на будущее: судебные судят о прошлом, а показательные речи восхваляют или порицают что-то в настоящем. Обсуждение и принятие политических решений действительно влияет на будущее, но они основаны на том, что произошло в прошлом и настоящем. Судебные решения основаны на прошлых событиях, но могут быть вынесены с прицелом на то, чтобы повлиять на будущих людей.
Аристотель утверждает, что существует 3 способа убеждения, которые может использовать оратор.
Это рациональный логический аргумент (логос), аргумент, основанный на доверительном характере (этос) и эмоциональный аргумент (пафос).
Все эти аргументы доброжелательны к тем, кто добродетелен, храбр, долготерпелив или хорошо обращается с людьми, но враждебны к тем, кто низок, труслив или плохо обращается с людьми. Таким образом, эмоции являются неотъемлемой частью многих видов ораторского мастерства.
Эмоции как часть ораторского мастерства
Лингвистические антропологи исследовали греческое ораторское искусство и обнаружили, что некоторые группы эмоций направлены на оценку прошлых действий людей.
- Первая группа: враждебные эмоции, такие как гнев, ненависть, отвращение и зависть, которые ораторы пытаются возбудить против своих оппонентов или подавляют, когда они уже возбуждены против самих себя.
- Вторая группа: сочувственные эмоции, такие как доброжелательность, благодарность и жалость ораторы пытаются пробудить в себе или показать, что эти эмоции не подходят их оппонентам. Возбуждение враждебных эмоций и подавление симпатических направлены на преследование или на защиту.
- Третья группа эмоций, направленных на обдумывание, – это эмоции, основанные на ожиданиях пользы или вреда в будущем, такие как уверенность, надежда и страх.
И, наконец, гордость и стыд связаны с восхвалением и порицанием того, что произошло в прошлом и настоящем (церемониальное красноречие), и могут соответственно привести к подражанию или презрению к такому поведению в будущем.
Об ораторском искусстве и эмоциях
Аристотель не говорит оратору взывать его к эмоциям, но он должен показывать аудитории, что существуют определенные ситуации, так что эмоции возникают естественным образом. Например, вместо того, чтобы советовать ораторам призывать к гневу, он говорит, что речь должна подготовить аудиторию к тому, чтобы она была настроена на гнев. Оратор должен показать, что оппоненты несут ответственность за то, что вызывает гнев, и что они относятся к тому типу людей, на которых следует злиться. Аналогично обстоит дело и с другими эмоциями. Древний эрудит Аристотель рекомендует оратору выражать эмоции, используя язык, соответствующий гневу, отвращению, ликованию или жалости.
Иногда эмоции у древних ораторов вызывались явно. Однако это происходило быстрее, чем можно было бы ожидать. В Афинах призывы к присяжным испытывали гнев и ненависть лишь изредка встречалась в речах защиты или частного обвинения. Зависть никогда не вызывалась. Иногда упоминалась добрая воля и благодарность, главным образом в защитительных речах. К жалости взывали чаще. Совещательные и церемониальные эмоции редко проявлялись в речах в суде, даже когда этого можно было бы ожидать по существу дела. В совещательных речах, хотя мы иногда видим призывы к уверенности, надежде и стыду, страх почти никогда не пропагандируется. В греческом языке нет слова, обозначающего гордость, хотя иногда используются слова, обозначающие радость.
Публичное выступление связано с ораторским мастерством
Однако, простой призыв к эмоциональному отклику не работает. Такие призывы должны быть подкреплены или впоследствии объяснены оратором, или, по крайней мере, естественным образом вытекать из описываемых обстоятельств.
Приводя доводы в пользу средств повышения ораторского мастерства видно, что эмоциональная вовлеченность имеет важное значение.
Таким образом, построение публичного выступления связано с ораторским мастерством, несмотря на то, что каждое из выступлений уникально индивидуально, но имеет некоторые общие черты.