Российская наука глазами Яндекса

Почему про российскую науку и российских ученых мы практически не пишем на страницах нашего сайта  – все наши новости посвящены каким-то общим понятиям, природным явлениям или же мы рассказываем об успехах американских учёных.

Я подумал – ответить честно или как везде … Решил всё-таки ответить честно в одном из постов  сайта. Дело в том, что этот вопрос давно является очень больной темой всех россиян, связанных с наукой.

Итак, честный ответ – это никому не интересно!

Не верите? Вспомните, пожалуйста, 3 СОВРЕМЕННЫХ российских учёных (т.е. тех, которые СЕЙЧАС двигают отечественную науку вперёд). Удалось вспомнить? А 3 миллиардеров? Не правда ли легче приходят на ум?
Дело в том, что я, как и любой владелец сайта, хочу, чтобы ко мне приходило как можно больше посетителей и я периодически смотрю статистику Яндекса по поисковым запросам. Приведу некоторые интересные примеры. Запрос «Новости российской науки» набирается 92 раза за месяц, «Новости науки в России» 67 раз:

Для сравнения «Новости шоу бизнеса в России» люди набирают 165 965 раза в месяц. Это означает, что из 500 человек 499 зайдёт на сайт с новостями о звёздах (шоу бизнеса) и только 1 человек заинтересуется сайтом о звёздах (как объектах Галактик) или о Российской науке.

Ещё пример:
Запрос «Олег Новицкий» (кто не знает – это космонавт МКС) набирает 615 человек за месяц. Запрос «Ксения Собчак» интересует 213 234 людей в месяц. При этом как разводится эта звезда с Виторганом интересуется более 100 000 человек в месяц. Неужели кто-то думает что эта «звезда» важнее российской науки?

Очень интересно отметить, что одна только Ксения Собчак или Ксения Бородина интересует наших сограждан в 50 раз больше, чем все российские учёные вместе взятые. При этом их судьба интересует россиян в 1100 раз больше, чем «изобретения российских учёных»:

российская наука

Этот перечень запросов можно продолжать и дальше. Все мы знаем множество сервисов тизерной рекламы, которые дают огромное число кликов:

российская наука

Как вы, уважаемые посетители, думаете — будет ли пользоваться аналогичным успехом анонс новости о том, что произведен запуск с нового  космического космодрома Восточный.  А теперь на секунду остановитесь … и подумайте, какая кликабельность была бы в советские годы на баннер о первом полёте человека в космос? Баннеров и контекстной рекламы тогда не было — люди просто вышли на улицы и ликовали … Это был всенародный праздник – и весть разошлась без всякого интернета в каждый дом и об этом великом достижении советской науки знали все от малых детей до глубоких стариков…

Кто-то, читая это и глядя на счётчик моего сайта может хихикнуть и сказать, что это я не умею раскручивать сайты и подгоняю эту дурацкую статистику, чтобы оправдать собственное неумение раскручивать сайты… что ж? Возможно и так – только таким же неумением обладают и PR-щики Роскосмоса (https://roscosmos.ru), т.к. их сайт имеет параметр Alexa Traffic Rank: 401,455 (среди российской аудитории traffic Rank in RU: 68,309). Дело в том, что на сайте Роскосмоса не стоит счётчиков, но о его посещаемости можно судить по этому параметру. Важно, что чем выше Alexa Traffic Rank, тем МЕНЬШЕ посещаемость сайта (!!!). Для сравнения могу сказать, что сайт NASA (nasa.gov) имеет Alexa Traffic Rank: 849 (United States Traffic Rank in US: 451). Мы видим, что разница в этих цифрах огромна. Кстати, для сравнения скажу, что (по показателям Alexa Traffic Rank) в США сайт nasa.gov почти также популярен, как в России сайт НТВ.

Что же касается сайта Роскосмоса, то его посещаемость (по данным Alexa Traffic Rank) сравнима с более-менее раскрученным студенческим блогом. Как вы думаете, конкурентна ли российская  наука?

Вы можете провести похожее сравнение с любыми другими сайтами, связанными с российской наукой, — результат не будет разительно отличаться…

В чём же здесь дело? У всех сайтов российской науки такие плохие пиарщики? Или люди принципиально не интересуются наукой и им бесполезно её пиарить? Странно как-то … почему-то, как мы уже писали в 1961 году люди интересовались достижениями науки, а сейчас вдруг их дети и внуки резко перестали. Что же произошло?

Всё очень просто – в последние годы в СМИ идёт практически антиреклама науки и в то же время идёт массированный PR развлечений во всех его видах и псевдонаучных открытий. К таким псевдонаучным сообщениям относятся утверждения вида «Учёные посчитали, что эта тушь увеличивает объём ресниц на 90%» или что «по данным учёных похудеть на треть можно, исключив 3 продукта» и т.п. (см. тизерные сети). В результате обычный человек под видом научных открытий поглощает рекламу.

Но это ещё не самое страшное – самое страшное то, что помимо этого труд учёного стал практически позорным. Мы все наверняка слышали позорное слово «ботаник» среди молодёжи. Попробуйте при знакомстве с девушкой сказать, что Вы работаете научным сотрудником. Как Вы думаете у среднестатистической девушки кто вызовет больше симпатии при прочих равных учёный-ботаник или же финансовый директор? В лучшем случае она не будет хихикать, когда услышит слово «ботаник»… Что это означает, что многие девушки вдруг изменились? Сами по себе? Или всё-таки под воздействием каких-то внешних факторов, например, СМИ?
А теперь вернёмся к вопросу к читателю о том, каких российских учёных современников он знает.

Российские учёные в науке

Большинство из людей с высшим образованием (опрошено было 20 человек), кому  задавался вопрос о Российских учёных не смогли вспомнить НИ ОДНОГО СОВРЕМЕННОГО российского учёного. 2 человека назвали Жореса Алфёрова (1930-2019), но ни один из них не смог сказать, за что Алфёров получил Нобелевскую премию. Напомню в 2000 году за работы в области полупроводников. Кто-то вспомнил про графен. А ведь действительно российская наука в лице Андрея Гейм и Константина Новоселова которые получили Нобелевскую премию за двумерный материал графен. Второй в рейтинге российских учёных — Юрий Оганесян  не вспомнился никому. Именно он открыл сверхтяжелый элемент Периодической системы элементов Д. И. Менделеева названный в его честь — оганесон.  Запросов в месяц в Яндексе 7. Плакать хочется…
А может у нас и нет российских учёных вовсе? Могу сказать, что пока ещё есть, но их почти не станет, если и дальше будет агитация за наживу и развлечения, а не за труд и науку. Впрочем, будущее российской науки глазами Яндекса – это отдельная тема. Но думаю, что это будущее может предсказать не только Яндекс и SEO, но и любой, кто на время забудет о своём желудке и задумается …

Вы (обращение к подавляющему большинству россиян, но пока не ко всем) думаете, что Вы только один единственный, кто потребляет еду, питьё, научные достижения, а все остальные работают на Вас? Нет … Так думает почти каждый…

История неоднократно показывала, что бывает с государством и с народом, который ничего не изобретает и не создаёт, а только набивает желудок — может всё-таки стоит насытится чтением новостей о шоу бизнесе и о том, как разбогатеть за 10 минут?

Это уже поможет внести свой микровклад в развитие российской науки.

Как можно поощрять молодых людей к изучению науки?

Наука всегда играла значительную роль в нашей повседневной жизни, хотя в настоящее время многие чувствуют себя обескураженными, чтобы выбрать ее в качестве работы. Одна из причин заключается в том, что российская наука не так популярна и уважаема в нашем обществе.

Итак, как мы можем мотивировать их войти в науку?

Реклама и школьные программы могли бы быть эффективными, чтобы помочь оказать положительное влияние на молодежь.
В первую очередь СМИ оказывают самое большое влияние как на молодежь, так и на взрослых. Однако телевидение, интернет, радио и все средства массовой информации в основном сосредоточены на таких темах, как развлечения, знаменитости или реальность жизни, что приводит к тому, что наука не так почитается.

Реклама может помочь пробудить интерес подростка к науке, показывая достижения и важность развития.
С другой стороны, школьные программы-это еще один способ соблазнить подростков изучать науку. Как правило, люди считают, что научные программы являются академическими и скучными. Следовательно, студенты в очень молодом возрасте могут потерять интерес к изучению науки.

Многие опросы показывают, что изменение учебной программы может помочь повысить мотивацию. Уроки должны быть более практичными, больше экспериментов и меньше теории.
Подводя итог, реклама, похоже, является сильным стимулом, представляя образцы для подражания в мире науки. Школьные программы должны быть более эффективными для привлечения молодежи к научной сфере.

Я решил прислушаться к пожеланию читателей и написать статью о российской науке и учёных – извините, если получилась не очень радостная.

2 комментария

  1. Olenka

    Недавно крупнейшая международная издательская компания Springer закрыла доступ к научным журналам для российских вузов и НИИ из-за неоплаты подписки за 2014 год. Как это повлияло на вашу работу?

  2. 35 stupenek

    Я недавно здесь, но не вижу большой разницы в процессе преподавания в России и в других странах. На мой взгляд, подходы те же самые. Что касается российской науки, то она сейчас сталкивается с теми же проблемами, что и наука за рубежом. Попытка измерить эффективность учёного с помощью индексов и рейтингов общая тенденция. Насколько это правильно другой вопрос.

Оставить комментарий

.