Научная фантастика, иногда называемая «исследовательской фантастикой», уже давно предоставляет «мысленные эксперименты», которые представляют альтернативные миры, где текущие события: социальные, политические, научные, технологические, культурные доведены до логических крайностей.
В некоторых случаях эти представления о будущем охватывают доминирующую идеологию технологического утопизма — то есть веру в то, что технический прогресс (особенно в области транспорта) значительно улучшит социальные и культурные отношения между людьми.
Другие авторы предлагают более пессимистические и апокалиптические видения, связывая передовые технологии с концентрацией политической власти, принудительными механизмами социального контроля, тайнами мозга или оружием массового уничтожения.
Писатели — фантасты редко пытаются «предсказать » будущее в буквальном смысле. Скорее, они используют свое воображаемое будущее, чтобы подвергать сомнению, оспаривать и комментировать изменения, которые они наблюдают или интуитивно ощущают в современном обществе.
Важно рассмотреть, как этот жанр обсуждался и критиковался в разное время на протяжении всей его долгой истории. Действительно, возможность решить, как далеко мы можем проследить историю науки и научной фантастики как жанра, сама по себе является дискуссией.
Общие термины часто приписываются авторам книг, а позднее фильмов, спустя долгое время после их создания. Поэтому мы должны осознавать, что жанр научной фантастики находится в постоянном движении. Механизмы, посредством которых происходят события потребляются, оцениваются и постоянно меняются.
Термин «научная фантастика» направлен на пропаганду особого типа допущений в области открытий, изобретений, законов природы, технологий, парадоксов включая как точные, так и естественные и гуманитарные науки.
История научной фантастики в литературе и кино
-
- Мировые классики жанра Жюль Верн и Г. Дж. Уэллс не просто определили и сформировали направление, но и оказали влияние на культурное, научное и технологическое развитие.
- Многим известны российские произведения «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» А.Н.Толстого, «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» А.Р.Беляева первых десятилетий 20 века.
- В отличие от предыдущих десятилетий, традиционная научная фантастика конца 1960-х и начала 70-х годов достигла беспрецедентной популярности на телевидении и в кино. Американские фантастические телесериалы, такие как “Звездный путь” (1966-69; Джина Родденберри) подготовили кинопродюсеров и зрителей к экранизации «серьезной» научной фантастики.
- «451 градус по Фаренгейту» (1966), «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Чарли» (1968), основанные на произведениях Брэдбери, Кларка и Дэниела Киза заслужили критическую оценку и привлекли к жанру все большее число режиссеров и актеров. Если и оставались какие-то сомнения в коммерческой жизнеспособности жанра, то блокбастеры «Звездные войны» (1977), «Близкие контакты третьего рода» (1977) и «Инопланетяне» (1982) доказали, что научная фантастика наконец-то вышла за пределы своего статуса.
- Фактически, кассовые сборы научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов подскочили с 5% в 1971 году до почти 50% к 1990 году. Хотя в последующие годы эта доля несколько снизилась, жанр продолжал оставаться одним из самых важных голливудских киноформатов.
- Зрелищность тематики научной фантастики очень сильно повлияла на технические преимущества . После 1970-х годов американский фильм с его современными спецэффектами стал публичным лицом этого жанра. Научно-фантастические фильмы, такие как серия Терминатор(1984, 1991, 2003, 2009), инопланетная серия (1979, 1986, 1992, 1997), а серия «Парк Юрского периода» (1993, 1997, 2001) стал важным источником дохода во всем мире.
- Невообразимые книжные продажи таких фантастических произведений, как «Гарри Поттер и Философский камень» Джоана Роулинга (1997; США), «Гарри Поттер и волшебный камень» и последующие тома принесли успешные экранизации книг о Гарри Поттере (2001-11), а также «Властелина Колец» Дж.Р. Толкина (2001-03).
Главное научной фантастики
Самое важное в «Научной фантастике» состоит в том, что это дискурс, построенный на определенных логических принципах, которые избегают самопротиворечивости. Описываемые события скорее рациональны, чем эмоциональны или инстинктивны.
Ученые иногда любят утверждать, что они имеют дело с «фактами» и «истиной», тогда как вымысел имеет дело с «воображением» и является формой лжи. Но тогда точнее было бы описать науку как дисциплину в которой гипотезы проверяются экспериментом что не всегда реально.
В научной фантастике использование науки не дает текстам особого, привилегированного доступа к истине. Часто верно и обратное. В некоторых работах этого жанра поклонники указывают на ряд научных невозможностей. Авторы утверждают, что суть произведений не в научной точности, а в его появлении власти над языком науки.
Многие ранние фантастические романы следовали научной мысли того времени и представляли каналы и полёт на Марс, океаны на Венере. Тот факт, что более поздний научный эксперимент пришел к выводу, что таких каналов или океанов не существует, не делает эти романы недействительными, потому что суть научной фантастики не в истине, а во вступлении в конкретный, материальный и часто рациональный дискурс.
«Наука» в научной фантастике имеет скрытое значение, отличное от общепринятого. Здесь нет ничего особенного, что можно было бы сказать о предмете, который может быть чем угодно, лишь бы соблюдались формальные условности. Это означает только, что какое бы явление или предположение ни рассматривалось в жанре научной фантастики, есть утверждение, что оно будет изучаться в некоторой степени не научно — то есть не строго в контролируемой среде.
Задача писателя научной фантастики состоит в установлении оборудования в лаборатории разума таким образом, чтобы только обеспечить исследование той или иной проблемы.