Как возникла вера в Бога

Прежде чем по настоящему разобраться в том, как возникла вера в Бога следует оглянуться назад на его историю. Из прошлого можно многому научиться. Это правда, что большая часть истории может показаться многим из нас сухой и скучной, но это далеко не так с историей веры в Богов.

Бог для палеолитического Человека

Двадцать пять тысяч лет назад палеолитический Человек зависел от охоты, чтобы выжить. Только благодаря успеху в охоте можно было получить пищу, шкуры для тепла и укрытия, кости для изготовления инструментов и оружия.

В те дни древний Человек верил во множество богов. Природа была для него ошеломляющим явлением. Из благоговения и уважения к порывистому ветру, яростной молнии, стремительному потоку Человек приписал природные явления божеству.

Это то, что мы называем анимизмом — вере в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Он считал, что Бог управлял  ветром, небом, водами.

Но больше всего возникла вера в Бога, что он контролировал самую важную деятельность — охоту.

Большинство животных, на которых охотились, были рогатыми, поэтому древний Человек  представлял Бога Охоты также рогатым. Именно в это время магия смешалась с этими первыми неверными шагами религии. В самой ранней форме магии, вероятно, считалось, что похожие вещи имеют схожие эффекты: подобное притягивает подобное. Если глиняная модель в натуральную величину бизона сделали, затем напали и «убили»… тогда охота на настоящего бизона также должна закончиться получением добычи. Религиозно-магический ритуал родился, когда один из пещерных людей надел маску из кожи и оленьих рогов и сыграл роль Бога Охоты. До сих пор существуют наскальные рисунки, изображающие такие ритуалы, а также глиняные модели бизона и медведя, пронзенные копьем.

Интересно посмотреть, как эта форма магии сохранилась вплоть до относительно современных времен. Индейцы, например, менее ста лет назад носили маски оленя и рога при выполнении ритуалов с той же целью.

Вера в существование Богини

Наряду с этим Богом Охоты существовала Богиня, хотя какая из них появилась первой (или развивались ли они вместе), мы не знаем, и это несущественно. Если нужно было охотиться на животных, то должна была быть плодовитость этих животных. Если племя должно было продолжаться (а в те дни был высокий уровень смертности), то должна была быть рождаемость древнего Человека. Глиняные модели были сделаны из спаривающихся животных, и в сопровождающем ритуале члены племени совокуплялись.

Существует множество вырезанных и смоделированных изображений Плодородия — широко известные как статуэтки «Венеры».древняя статуэтка венера

Венера из Виллендорф одна  из самых известных фигурок возраст которой  29 500 лет. Женские атрибуты этих фигур сильно подчеркнуты. У них тяжелые, отвисшие груди, большие ягодицы, часто припухшие  живот—как будто беременна и преувеличенные гениталии. Неизменно наблюдается полное отсутствие идентичности с остальным телом. Лицо не определено, а руки и ноги, если они вообще есть, едва обозначены. Причина в том, что древний Человек был озабочен исключительно аспектом плодородия. Женщина была носительницей и воспитательницей детенышей. Богиня была ее представителем как Великой Кормилицы и Утешительницы; Мать-Природа или Мать-Земля.

С развитием сельского хозяйства произошло дальнейшее возвышение Богини. Теперь она следила за плодородием посевов, а также за племенем и зверем. Таким образом, год естественным образом распался на две половины. Летом можно было выращивать пищу, и поэтому преобладала Богиня; зимой  Человек должен был вернуться к охоте, и поэтому преобладал Бог.

Другие божества (ветра, грома, молнии и т. д.) постепенно отошли на второй план, как второстепенные.

По мере развития Человека развивалась и религия—ибо именно такой она стала, медленно и естественно. Древний Человек распространился по всей Европе, перенося с собой правило верить в Бога. По мере развития разных стран Бог и Богиня получили разные имена (хотя и не всегда совершенно разные; иногда просто вариации одного и того же имени), но, по сути, они были одними и теми же божествами.

Со временем древний Человек научился не только выращивать пищу, но и запасать ее на зиму. Так охота стала менее важной и Человек развил веру в жизнь после смерти.

Об этом свидетельствуют погребальные обычаи того периода. Кроманьонцы как ранние представители современного человека в Европе  (22 000-18 000 лет до н. э.) были здесь новаторами. Они хоронили своих умерших в полной одежде и украшениях и посыпали их красной охрой (гематитом или перекисью железа), чтобы вернуть им видимость жизни. Часто членов семьи хоронили под очагом, чтобы они могли оставаться рядом с семьей. Хоронили вместе с его оружием; возможно, даже с его собакой — всем, что ему может понадобиться в загробной жизни.

Вера в жизнь после смерти

Нетрудно понять, как возникла вера в жизнь после смерти.

В основе всего этого лежали сны. «Когда человек спал, он был для своей семьи и друзей как один из мертвых. Правда, во сне он иногда шевелился и дышал, но в остальном был безжизнен.  И все же, проснувшись, он мог сказать, что охотился в лесу. Он мог рассказать о том, что встречался и разговаривал с друзьями, которые действительно были мертвы. Остальные, кому он говорил, мог поверить ему, потому что они тоже испытали такие сны. Они знали, что на самом деле он не выходил за пределы пещеры, но в то же время они знали, что он не лжет. Казалось, что мир сна был таким же, как и материальный мир. Там были деревья и горы, животные и люди. Даже мертвые были там, казалось бы, неизменные много лет после смерти. Значит, в этом другом мире Человек должен нуждаться в тех же вещах, в которых он нуждался в этом мире.»возникла вера в Бога

С развитием различных ритуалов—для плодородия, для успеха в охоте, для сезонных нужд—обязательно возникло священство.

В некоторых районах Европы эти ритуальные лидеры, или жрецы, стали известны как «Мудрые». На самом деле ко времени англосаксонских королей король никогда бы не подумал действовать по какому-либо важному вопросу, не посоветовавшись с советом мудрецов. И действительно, священники  должны были быть мудрыми. Они не только проводили религиозные обряды, но и должны были обладать знаниями о травах, магии и гадании; они должны были быть врачом, адвокатом, магом. Для людей священники были полномочным представителем между ними и Богами. Но на великих празднествах они почти сами становились подобны Богам.

С приходом христианства не произошло немедленного массового обращения, о котором часто говорят. Христианство было религией, созданной человеком. Оно не развивалась постепенно и естественно на протяжении тысячелетий.

Целые страны считались христианскими, когда на самом деле только правители приняли новую религию, и притом часто лишь поверхностно. По всей Европе религия в ее многочисленных и разнообразных формах все еще была заметна в течение первой тысячи лет христианства.