Авторская и сюжетная перспектива

Построение публичного ораторского выступления, несмотря на то, что каждое из выступлений индивидуально, имеет некоторые общие черты – это авторская перспектива. Это связано с тем, что основная идея речи участника распадается в тексте на ряд структурных элементов вокруг которого объединяется сегмент речевого текста.

Чтобы понять суть содержательной стороны выступления, необходимо выделить такие ключевые моменты, с помощью которых, с одной стороны, передается идея (ее элемент), а с другой — определяется общее направление сюжетной перспективы речевого текста.

Создавая ораторскую речь, автор выделяет некоторые наиболее важные моменты – своеобразные ориентиры (основные идеи), описание которых необходимо для наиболее полного представления общей идеи ораторской речи, то есть для образного  описания идеи. Предполагается указание языковых методов, с помощью которых будет максимально тесный контакт с аудиторией который должен быть установлен именно в тот момент, когда выражение каждого компонента идеи передается слушателям.

Модель ораторской речи

В речи оратора особого внимания заслуживает авторская точка зрения, понимаемая как особый психолингвистический комплекс или модель, основанные на прямом или ненадлежащим образом обращении говорящего к слушателю. Авторская перспектива, как понятие, была введена в лингвистический обиход недавно.

Авторская перспектива представляет как наиболее сжатую идею текста, так и значимое речевое произведение с большим или меньшим количеством деталей, включенных в текст.

Авторская перспектива, не затрагивая и существенно не меняя основную линию повествования, дополняет ее рядом авторских деталей, то есть мысленно выстраивает предельно реальную картину в реальном времени и пространстве. Авторская точка зрения делает абстрактное вначале, на этапе замысла речи речь оратора конкретной.авторская перспектива

В воображении автора возникает модель его будущей речи, постепенно становящаяся все более четкой, от первого до последнего слова, взгляда или поступка, в строгой логической последовательности, подчиненной авторскому замыслу.

Модель сюжетной линии

  1. Изложение спикером сюжетной линии выступления с сужающимся или расширяющимся набором деталей, которые в процессе подготовки текста превратятся в речевые ситуации более или менее широкого плана.
  2. Оценка этих деталей с определенной авторской, личной, мировоззренческой позиции, которую автор попытается донести во время выступления, посредством рассуждений и доказательств до читателя.

Слушателя оратор привлекает в свой мировоззренческий лагерь, стараясь сделать его своим единомышленником, вызвать интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

Другими словами, авторская перспектива — это содержательный каркас публичного выступления, который автор речи (оратор) представляет себе целостно вплоть до его образного воплощения в тексте и независимо от интерпретации речевых ситуаций.

Таким образом, авторская точка зрения — это линейное представление содержания всей речи, подготовленной оратором. Точка зрения автора включает в себя реальные границы явление или объект, рассматриваемый в ораторском выступлении, идея реального начала и реального конца создаваемого ораторского текста. Более того, для автора ораторского текста начало и конец текста присутствуют в реальном времени и пространстве, являются их составляющими.

Таким образом, авторская точка зрения является отражением содержания, которое автор хочет донести до слушателя, ради которого он создает свое ораторское произведение. Но авторское представление об этом объекте двоякое.

Говорящий видит объект:

  1. Таким, какой он есть;
  2.  Каким он должен быть, по его мнению, появляющийся в ораторской речи. И этот второй план, хотя и тесно связан с первым, не полностью соответствует ему, выходя за рамки авторской перспективы и формируя сюжетную перспективу речи.

Структура авторской точки зрения

Авторская перспектива — это содержание ораторского текста, спланированного и созданного автором, который разворачивается линейным, аналитическим образом, как прямая последовательность событий (компонентов речи) одно за другим.

Авторская перспектива — это содержание речи, которое автор считает наиболее адекватным, держит в уме и стремится воплотить через созданную им сюжетную перспективу.

Авторская перспектива — это содержательная база, направляющая мысль говорящего, которая позволяет ему четко представлять рамки выступления, быть последовательным, не отклоняться от перспективы развивающейся линии действий в отношении несущественных элементов.

Таким образом, авторская перспектива линейно одномерна, реализована в линейной последовательности единиц измерения.

Сюжетная перспектива

Сюжетная перспектива — явление совершенно иного плана. Сюжетная перспектива, это явление, производное от авторской перспективы и в то же время зависимое от нее. Благодаря сюжетной перспективе оратор формирует иерархию публичной речи, например, производит необходимое структурирование текста, размещая компоненты, направленные на раскрытие содержания речи, в определенной последовательности.

Другими словами, в отличие от авторской перспективы, которая линейна и синтагматична, сюжетная перспектива обладает объемом и многомерностью. Вписывая определенные типы речевых комплексов в контур речевой ситуации, сюжетная перспектива основывается не на реальном, а на художественном времени. В результате по ходу речи разворачивается действие, происходящее не в реальном, а в художественном пространстве.

Сюжетная перспектива параметризуется по-другому по сравнению с авторской перспективой. Это накладывается на перспективу автора, но может видоизменять, изменять объект рассмотрение независимо и в зависимости от моментов в повествовании, которыми автор может добиться максимального внимания и заинтересованности со стороны слушателя и привлечь его внимание. Сюжетная перспектива по сравнению с авторской — это не запланированное, а реальное развертывание речи, зависящее от внешних условий высказывания говорящего и восприятия его аудиторией. Семантическое пространство и семантическое время, поскольку в нем концентрируется текстовая речевая ситуация, должно соответствовать всему ораторскому тексту, которое является неотъемлемым элементом категории идентичности и которое способствует воплощению художественного пространства и художественного времени как основы всей речи, всей речи в целом.

Взаимосвязь между авторской и сюжетной перспективой

Рассмотренная взаимосвязь между авторской перспективой и сюжетной перспективой позволяет отметить, что текст представляет собой структурное и семантическое единство, служащее для выражения идеи и/или проблем.

Сюжетная перспектива позволяет автору, особенно харизматичному лидеру, спроектировать различное, в разной степени удачное расположение каждого смыслового узла текста по отношению к центральным звеньям речи, ее ядру и инварианты. Чтобы сохранить адекватность первоначальной идее текста, которая выражена в начале и в конце речи, говорящий не может выходить за рамки категории идентичности. Следовательно, можем говорить об иерархической, подчиненной взаимосвязи между точкой зрения автора и категорией идентичности.

Авторская перспектива реализуется в речи говорящего, где на нее влияют два фактора:

  1. Семантическая составляющая текста, которая ограничивает эффект функционально-семантической зависимости.
  2. Объект рассматривается через различные типы речевых ситуаций.

Заключение

Таким образом, авторская перспектива в ораторском искусстве ограничивает функционально-семантическую зависимость. Проявляется в сосредоточении мыслей на таких ключевых моментах, как инвариантность, ядро, центральное звено и семантический узел.