Разработка онлайн-курса на платформе

Существует широкий спектр возможностей для образовательного использования информационно-коммуникационных технологий. Они простираются от использования интернета в качестве онлайн-инструмента для поиска и распространения учебного материала до организации и управления виртуальными классами где технические сложности возьмет на себя онлайн курс платформа.

Образовательно информационные-коммуникационные технологии могут быть сгруппированы по трём отдельным типам:

  1. Образовательные процессы, основанные на локальном обучении, где сеть используется для получения удаленного доступа к учебному материалу с возможным добавлением онлайн-консультаций от преподавателей.
  2. Смешанные образовательные процессы, которые сочетают в себе характеристики обучения на месте (лекции, групповая работа и т. д.) и онлайн-образование (дискуссии, дистанционно управляемые упражнения и т. д.), и где деятельность одного вида дополняет деятельность другого.
  3. Полностью онлайн образовательный процесс, который включают в себя как асинхронную коммуникацию (электронная почта, записанные видео и т. д.) и синхронные коммуникации (чаты, аудио/видео конференц-связь и т. д.).

Основное внимание сейчас уделяется разработке курсов, которые базируются на специально разработанных платформах известных как онлайн-образование.

Онлайн-образование

Онлайн-курсы на базе платформ основаны на интенсивном взаимодействии между всеми участниками процесса с целью формирования совместного учебного сообщества, хотя и виртуального.Онлайн-курсы

В онлайн-образовании именно сотрудничество между участниками стимулирует и способствует обучению.

Общаясь на расстоянии, участники могут обсуждать содержание курса и/или участвовать в практических мероприятиях, таких как подготовка отчетов, разработка проектов и т. д. Слушатели обмениваются идеями по предмету курса, и, таким образом, вся группа может делиться опытом каждого участника и извлекать из него пользу, получая  новое понимание конкретного содержания курса. Это делается с помощью тьюторов, которые поддерживают взаимодействие «участник-участник» и «участник-контент».

Онлайн-курсы, основанные на этой модели, проводятся сотрудниками, имеющими опыт работы в трех различных областях: содержание, методология онлайн-курса и технологические аспекты. В некоторых случаях, эти области обрабатываются отдельно разными сотрудниками; в то время как в других они покрываются одним и тем же лицом.

Работа преподавателей на базе платформ дополняется одним или несколькими экспертами по контенту, которые участвуют в разработке курса, но также могут быть доступны онлайн во время его прохождения. Соответственно, необходимо четко определить роли всех участников процесса обучения.

Эксперты обычно следят за содержанием курса и его структурированием, намечают мероприятия, а иногда предлагают наиболее подходящие образовательные стратегии для достижения целей обучения.

Теперь давайте рассмотрим основные этапы разработки, то есть как создаются онлайн-курсы.

Специфика разработки онлайн-курса

Когда речь идет об онлайн-образовании, необходимо переосмыслить методологию, критерии и подходы, обычно принятые для обычного образовательного проектирования/планирования.

Необходимо учитывать положительное и отрицательное влияние использования информационно-коммуникационных технологий, которое может быть объяснено рядом специфических факторов. К ним можно отнести конкретный тип коммуникации (текстовая, видеосвязь); изменение роли учителя в классе; проблемы, связанные с доступом учащихся к сетевым ресурсам.

Дизайн онлайн-курса можно разделить на два строго коррелированных и взаимосвязанные макрофазы: сам план курса и коммуникационная архитектура платформы для управления учебной деятельностью, предусмотренной курсом.

План курса

Существует множество различных подходов к проектированию онлайн-курсов.

С самого начала желательно определить ограничения и границы, в которых должен действовать курс к которым относятся:

  1. Экономические аспекты.
  2. Контекст референции (высшее образование, подготовка до / без отрыва от производства и т. д.).
  3. Уровень участников и условия их участия.
  4. Тип техники, которая будет использоваться.
  5. Тип поддержки, которую поставщик курса может предложить.
  6. Период, в течение которого будет проводиться курс.
  7. Наличие специалистов для онлайн-консультаций.
  8. Целесообразность создания специального учебного материала.

Предварительные условия курса

Прежде чем перейти к определению и структурированию содержания курса, необходимо определить знания и базовые навыки, которые понадобятся для участия в курсовой деятельности.

На университетском уровне они связаны с текущим годом, курсом обучения и эффективным знанием студентом как содержания, так и технологии, которые будут использоваться, элементы которых могут быть легко измерены с помощью вступительного экзамена.

Однако когда речь заходит о дистанционном образовании, проблема гораздо сложнее, учитывая определенную неоднородность студенческой группы. Поэтому возникает необходимость в полноценном предварительном тестировании с целью определения среднего профиля виртуального класса, который должен быть построен. При формировании студенческих групп всегда важно стремиться к максимально однородному уровню предварительных знаний и умений, тем более при работе с онлайн-курсом.

Поэтому определение предпосылок является решающим шагом для проектировщиков курсов, поскольку оно помогает им установить своего рода субстрат знаний. Более того, определение предварительных условий также важно для определения условий входа на курс.

Но как можно определить эти предпосылки? Проектировщики курсов (эксперты и преподаватели) могут определить их с точки зрения целей курса, или они могут быть извлечены из предварительного исследования потенциальных бенефициаров курса.

Структурирование контента

Структурирование содержания онлайн-курса на основные и подчиненные темы настоятельно рекомендуется, учитывая тесную связь со структурой веб-среды,  предназначенной для размещения учебной деятельности и управления коммуникационным потоком.

Онлайн-курсы обычно делятся на этапы, каждый из которых далее делится на ряд модулей. Следовательно, тема курса подразделяется на разделы, некоторые из которых являются необходимыми, в то время как другие являются необязательными или предназначены для дополнительного изучения.

На этом этапе также ключевую роль играет объединение экспертов по контенту и преподавателей. Благодаря знанию предметной области специалисты по контенту могут определить структуру, подходящую для достижения целей обучения. С другой стороны, преподаватели привносят свои ноу-хау в разработку и проведение онлайн-курсов и знают, как данная структура контента может быть адаптирована к сетевому использованию.

Существует вероятность, что привлеченные эксперты не будут знакомы с концепцией онлайн-образования; и, как следствие, они, скорее всего, создадут структуру контента, основанную на традиционном подходе к обучению.

Однако  видно, что  невозможно разработать онлайн-курс на основе критериев, типичных для локального образования. Для онлайн образования необходимо принять ряд методов и стратегий, учитывающих среду и динамику коммуникации.

Гибкость курса

Онлайн-курсы, особенно те, которые основаны на совместных стратегиях, должны  учитывать конкретные потребности участников. Гибкость курса необходима в ответ на различные факторы: различия в уровне оборудования,  в количестве свободного времени, которое можно посвятить курсу,  в уровне ноу-хау  используемой технологии и так далее.

Решение, которое доказало свою эффективность состоит в том, чтобы опираться на концепцию двух путей и обеспечить основной канал вместе с альтернативными путями для дополнительного изучения.

Короче говоря, онлайн-курсы должны включать в себя:

  1. Основной путь, которым должны следовать все участники, ведущий к достижению заранее установленной минимальной цели обучения.
  1. Ряд дополнительных путей, намеченных на этапе разработки для удовлетворения потребностей, возникающих по мере развития курса, — всегда имея в виду конечные цели.

Оценка обучения

Не вдаваясь в подробности о способах, обычно используемых для оценки обучения в онлайн-курсе, следует подчеркнуть определение образовательных целей и  образовательных стратегий, используемых для достижения этих целей. Это означает, что сама стратегия обучения часто предполагает способ оценки. Например, стратегия, включающая онлайн-дискуссию, требует оценки на основе качественного и количественного анализа сообщений.

Режим работы

При организации сетевой деятельности крайне важно решить, сколько участников должно быть вовлечено и как должно быть организовано их взаимодействие. Соответственно, необходимо уделять пристальное внимание определению размера

виртуального класса в соответствии с предлагаемыми в ходе курса мероприятиями и той роли, которую должны играть эксперты и каждый член преподавательского состава во время проведения курса.

Фундаментальные моменты в онлайн-образовании

Соответственно, фундаментальными моментами в онлайн-образовании являются:

  1. Использование наиболее подходящих средств и методов информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения требований к взаимодействию и обмену информацией между всеми участниками процесса обучения.
  2. Осознание положительного и отрицательного влияния, которое использование информационно-коммуникационных технологий может оказать на целый ряд факторов, таких как конкретный тип коммуникации (текстовая или аудио/видеокоммуникация), изменение роли учителя в классе и связанные с управлением доступа учащихся к сетевым ресурсам.

Эта осведомленность формирует основу для планирования этапов проектирования онлайн-курса.

Структурирование коммуникационной среды может повлиять на разработку онлайн-курса, и, как следствие, для курса важно полностью разбираться не только в используемой методологии обучения, но и использовать хорошо работающую платформу.