Обнаружение Розеттского камня

Розеттский  камень, обнаруженный возле города Розетта (недалеко от нынешней Александрии), в 1799 году имеет три надписи: первая-древнеегипетскими иероглифами, вторая-египетским демотическим письмом и третья-древнегреческим.

В какой-то период после прибытия находки в Лондон надписи на камне были окрашены белым мелом, чтобы сделать их более четкими, а остальные поверхности были покрыты слоем карнаубского воска. Это придало камню темный цвет, что привело к его ошибочному отождествлению с черным базальтом.

Когда камень был очищен уже в 1999 году обнажив первоначальный темно-серый оттенок породы, блеск ее кристаллической структуры и розовую жилку, проходящую через верхний левый угол стало хорошо видно надписи. Сравнение с коллекцией египетских образцов породы показало близкое сходство с породой из небольшого гранодиоритового карьера в Гебель-Тингаре на западном берегу Нила, к западу от Элефантины в районе Асуана. Розовая жилка типична для гранодиорита из этого региона.Розеттский камень

Розеттский камень имеет высоту 1123 мм в самой высокой точке, ширину 757 мм и толщину 284 мм. Камень весит примерно 760 килограммов.

Лицевая поверхность отполирована и надписи слегка высечены на камне; боковые стороны камня сглажены, но задняя часть обработана только грубо, вероятно, потому, что это не было бы видно, когда он был возведен.

Древние надписи на камне стелы

Розеттский камень – это фрагмент более крупной стелы. В ходе более поздних поисков на месте “Розетты” никаких дополнительных фрагментов обнаружено не было.  Из-за его поврежденного состояния ни один из трех текстов не является абсолютно полным.

  • Больше всего пострадал верхний регистр, составленный из египетских иероглифов. Видны только последние 14 строк иероглифического текста; все они разбиты на правой стороне, а 12 – на левой.
  • Лучше всего сохранился следующий регистр демотического текста; в нем 32 строки, из которых первые 14 слегка повреждены на правой стороне.
  • Последний регистр греческого текста содержит 54 строки, из которых первые 27 сохранились полностью; остальные все более фрагментарны из-за диагонального разрыва в правом нижнем углу камня.

Полная длина иероглифического текста и общий размер оригинальной стелы, фрагментом которой является Розеттский камень, могут быть оценены на основе сопоставимых стел, которые сохранились, включая другие копии того же порядка.

Чуть более ранний указ Канопуса  (город в Древнем Египте, в западной части дельты Нила) с надписями в 238 году до нашей эры во время правления Птолемея III, имеет высоту 2190 мм и 820 мм шириной и содержит 36 строк иероглифического текста, 73 демотического текста и 74 греческого. Тексты имеют одинаковую длину. Из таких сравнений можно подсчитать, что в верхнем регистре Розеттского камня отсутствуют дополнительные 14 или 15 строк иероглифической надписи, что составляет еще 300 миллиметров. В дополнение к надписям, вероятно, была сцена, изображающая царя, представленного богам, увенчанного крылатым диском, как на стеле Канопуса. Эти параллели и иероглифический знак на самом камне предполагают, что первоначально он имел закругленную вершину. Первоначальная высота стелы, по оценкам, была около 149 сантиметров. Стела была изготовлена гораздо позднее чем древние бусины, которые находили там.

Когда стела была изготовлена

Стела была воздвигнута после коронации царя Птолемея V и на ней был начертан указ, устанавливавший божественный культ нового правителя.

Данное постановление было принято на съезде священников, которые собрались в Мемфисе. Дата соответствует 27 марта 196 года до нашей эры. Этот год считается девятым годом правления Птолемея V, что подтверждается четырьмя названными жрецами, служившими в том же году.

Однако в греческих и иероглифических текстах также приводится вторая дата, соответствующая 27 ноября 197 года до нашей эры, официальная годовщина коронации Птолемея. Надпись на демотическом языке противоречит этому, перечисляя последовательные дни марта для декрета и годовщины.

Неясно, почему существуют такие расхождения, но ясно, что указ был издан в 196 году до нашей эры и что он был призван восстановить власть царей Птолемеев над Египтом.

Указ был издан в бурный период египетской истории. Птолемей V Эпифан правил с 204 по 181 год до н. э. Птолемей IV Филопатор стал правителем в возрасте пяти лет после внезапной смерти обоих своих родителей, которые были убиты в заговоре, в котором участвовала любовница Птолемея IV Агафоклея, согласно современным источникам. Заговорщики фактически правили Египтом в качестве опекунов Птолемея V, пока два года спустя не вспыхнуло восстание под командованием генерала Тлеполя, когда Агафоклея и ее семья были линчеваны толпой в Александрии.

Политические силы за пределами Египта обострили внутренние проблемы царства Птолемеев. Антиох III Великий Филипп V Македонский заключил договор о разделе заморских владений Египта. Филипп захватил несколько островов и городов в Карии.

И война, и внутреннее восстание все еще продолжались, когда молодые Птолемей V был официально коронован в Мемфисе в возрасте 12 лет (через семь лет после начала его правления), и Мемфисский указ был издан.

Что высечено на стеле

Стела представляет собой поздний пример класса дарственных стел, на которой написано, что правящий монарх предоставляет священству освобождение от уплаты налогов. Фараоны воздвигали эти стелы в течение предыдущих 2000 лет, самые ранние образцы датируются древнеегипетским временем.Розеттский камень

В более ранние периоды все подобные указы издавались самим царем, но Мемфисский указ издавался жрецами, как хранителями традиционной египетской культуры. В указе записано, что Птолемей V подарил храмам серебро и зерно. Он также сообщает, что в восьмой год его правления было особенно сильный разлив Нила на благо фермеров.

Обеспечение благосклонности жрецов было крайне важно для царей Птолемеев, чтобы сохранить эффективную власть над населением. Первосвященники Мемфиса, где царь был коронован, были особенно важны, так как они были высшими религиозными авторитетами того времени и имели влияние по всему царству. Учитывая, что указ был издан в Мемфисе, древней столице Египта, а не в Александрии, центре правления.

Таким образом, хотя правительство Египта говорило по-гречески еще со времен завоеваний Египта Мемфисский указ включал тексты на египетском языке, чтобы показать свою связь с широким населением через грамотное египетское духовенство.

Не существует ни одного окончательного перевода декрета на современный язык из-за незначительных различий между тремя оригинальными текстами и из-за того, что современное понимание древних языков продолжает развиваться.

Стела почти наверняка возникла не в городе Рашид (Розетта), где она была найдена, но, скорее всего, пришла из храма, расположенного дальше в глубине страны, возможно, из царского города Саис славившегося древними ремеслами.

Храм, из которого стела первоначально пришла, вероятно, был закрыт около 392 года нашей эры когда император Восточной Римской Империи Феодосий I приказал закрыть все нехристианские храмы поклонения. Первоначальная стела в какой-то момент сломалась, и ее самый большой кусок стал тем, что мы теперь знаем как Розеттский камень. Древние египетские храмы позже использовались в качестве каменоломен для нового строительства, и Розеттский камень, вероятно, был повторно использован таким образом.