Монахи и монашество

Христианское монашество-это религиозная практика людей, которые ведут аскетическую и, как правило, уединенную жизнь, посвященную христианскому богослужению. Монашество начало развиваться в начале истории Христианской Церкви по образцу библейских примеров и идеалов, в том числе в Ветхом Завете, но не было предписано как институт в Священных Писаниях. Оно стало регулироваться религиозными правилами (Правилом святого Василия, Правилом святого Бенедикта, Правилом святого Августина) и, в наше время, Каноническим правом соответствующих христианских конфессий, которые имеют формы монашеской жизни когда возникла вера в Бога.

Те, кто живет монашеской жизнью, известны под общими терминами монахи (мужчины) и монахини (женщины). В современном языке они также известны под нейтральным с гендерной точки зрения термином «монахи». Слово » монах «произошло от греческого monachos» монах», само по себе от monos, означающего «один». Сначала монахи не жили в монастырях, скорее, они начали жить в одиночестве, как можно было бы предположить из слова «монос». По мере того как все больше людей брали на себя жизнь монахов, живущих в одиночестве в дикой местности, они начали собираться вместе и моделировать себя по образцу первоначальных монахов поблизости. Быстро монахи образовали общины, чтобы развить свою способность вести аскетическую жизнь.

Монахи обычно живут в монастыре, живут ли они там в сообществе (сенобиты) или в уединении (отшельники).монахи

Основная идея монашества во всех его разновидностях — это уединение или уход от мира или общества. Цель этого состоит в том, чтобы достичь жизни, идеал которой отличается и в значительной степени расходится с тем, к которому стремится большинство человечества, и принятый метод, какими бы точными деталями он ни был, всегда является самоотречением или организованным аскетизмом.

Ведение монашеской христианской жизни

Монашеская жизнь отличается от «религиозных орденов», таких как каноники, клерки и более поздние религиозные общины. У последних, по существу, есть какая-то особая работа или цель, такая как проповедь, обучение, освобождение пленников и т.д. В то время как монахи совершали труды самого разнообразного характера, в каждом случае эта работа не имеет отношения к сути монашеского государства.

Ведение монашеской христианской жизни регулируется соответствующим церковным законодательством тех христианских конфессий, которые их признают (например, Римско-Католическая церковь, Православная Церковь, Англиканская церковь или лютеранская церковь).

Христианская монашеская жизнь не всегда предполагает совместное проживание с единомышленниками-христианами. Христианское монашество сильно различалось по своим внешним формам, но, в широком смысле, оно имеет два основных типа:

  • отшельническое или уединенное
  • общинное или городское.

Святого Антония настоятеля можно назвать основателем первого, а святого Пахомия — второго типа.

Монашеская жизнь основана на аминь Иисуса: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Этот идеал, также называемый состоянием совершенства, можно увидеть, например, в книге монашеских писаний. Их способ самоотречения имеет три элемента, соответствующие трем евангельским советам:

  • бедность,
  • целомудрие,
  • послушание.

Происхождение монашества

Раннехристианское монашество черпало свое вдохновение из примеров, когда Иисус в одиночку боролся с сатаной в пустыне до его публичного служения. С самых ранних времен, вероятно, существовали отдельные отшельники, которые вели уединенную жизнь, подражая 40 дням Иисуса в пустыне. Они не оставили никаких подтвержденных археологических следов и только намеки в письменных записях и как верить в Бога.

Общины девственниц, посвятивших себя Христу, встречаются по крайней мере еще во 2 веке. Были также отдельные аскеты, известные как «набожные», которые обычно жили не в пустынях, а на окраинах населенных мест, все еще оставаясь в мире, но практикуя аскетизм и стремясь к единению с Богом.

Виды монашества

Монашество отшельников

Отшельническое монашество, или уединенное монашество, характеризуется полным уходом от общества. Слово «отшельник» происходит от греческого слова «эремос», что означает «пустыня». Это название было дано в честь святого Антония Пустынного, или святого Антония Египетского, который оставил цивилизацию позади, чтобы жить на уединенной египетской горе в третьем веке. Хотя он, вероятно, не был первым христианским отшельником, его признают таковым, как будто он был первым известным.

Павел Отшельник-первый христианин, о котором исторически известно, что он жил как монах. В 3 веке Антоний Египетский (252-356 годы) жил отшельником в пустыне и постепенно приобрел последователей, которые жили как отшельники поблизости, но не в реальном сообществе с ним. Этот тип монашества называется отшельническим.

Другим вариантом стать монахом-одиночкой было стать отшельницей. Это началось потому, что были женщины, которые хотели вести уединенный образ жизни, но не могли жить одни в дикой природе. Таким образом, они обращались за разрешением к епископу, который затем совершал обряд огораживания. После того, как это было завершено, отшельница жила одна в комнате, в которой обычно было окно, выходящее в церковь, чтобы они могли причащаться и участвовать в церковных службах. Было еще два окна, через которые можно было подавать еду и люди приходили за советом. Самой известной затворницей была Джулиана Норвичская, родившаяся в Англии в 1342 году.

Западное монашество

Введение монашества на Западе может быть датировано примерно 340 годом н. э., когда святой Афанасий посетил Рим в сопровождении двух египетских монахов Аммона и Исидора, учеников святого Антония. Публикация «Жизни Антония» несколько лет спустя и ее перевод на латынь широко распространила знания о египетском монашестве, и в Италии нашлось много людей, которые подражали приведенному таким образом примеру. Первые итальянские монахи стремились в точности воспроизвести то, что было сделано в Египте, и немало таких, как св. Иероним, Руфин, Паула, Евстохий и две Мелании действительно уехали жить в Египет или Палестину, как более подходящие для монашеской жизни, чем Италия.

На самых ранних этапах монашества в Западной Европе участвовали такие деятели, как Мартин Турский, который после службы в римских легионах принял христианство и основал отшельничество недалеко от Милана, а затем переехал в Пуатье, где вокруг его отшельничества собралась община.

Средневековая монашеская жизнь состояла из молитвы, чтения и физического труда. Молитва была главным приоритетом монаха. Помимо молитвы, монахи выполняли множество задач, таких как приготовление лекарств, надписи, чтение и другие. Кроме того,  монахи работали в садах и на земле. Они также могли проводить время в Монастыре, крытой колоннаде вокруг внутреннего двора, где они молились или читали. В некоторых монастырях был скрипторий, где монахи писали или переписывали книги. Когда монахи писали, они использовали очень аккуратный почерк и рисовали иллюстрации в книгах. В рамках своего уникального стиля письма они украсили первую букву каждого абзаца.

Монастыри были центральными хранилищами и производителями знаний.

Причина монашества — стремление к совершенству

Религиозная жизнь, в смысле монашества, обязана своим происхождением желанию, возникающему у человека, стремящегося к совершенству, отстраниться от волнений и соблазнов мирских вещей, искать общения и окружения, которые будут вдохновлять его святыми мыслями и дадут ему возможность освятить себя воспоминаниями, молитвой и добрыми делами. В начале, как мы увидим, было желательно общение; искатель совершенства стал отшельником, живущим в одиночестве. Но постепенно это стало доказательством того, что в единении есть сила, как в духовных вещах, так и в мирских. Эпоха одиноких отшельников прошла, и с течением веков бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и многие другие, стали результатом объединения в сильные и хорошо управляемые организации ревностных и набожных, которые по отдельности могли бы освятиться, но могли бы принести пользу другим.

Старше христианства

Вера в эффективность умерщвления плоти и дисциплинирование чувств преобладала во многих религиях до появления христианства. Среди евреев были секты, которые удалились от роскоши и разврата городов и образовали небольшие общины со строгими правилами воздержания плоти. В языческих землях существовала аналогичная практика, что все материальные вещи являются злом, и, следовательно, тот, кто находится на высшей ступени совершенства, держится как можно дальше от чувственных удовольствий.

Целомудрие, пост, усердная и продолжительная молитва, бичевание тела – вот основные средства, которые применялись даже в первые века теми, кто стремился “умертвить плоть, чтобы дух мог укрепиться”.

Отшельники пустыни

Аскеты ранней Церкви поначалу не отделяли себя от мира. Они практиковали свои аскезы среди своих собратьев. Но спустя некоторое время, примерно в 250 году, жестокие гонения, которым подверглись христиане, заставили многих искать убежища в пустынях, где они были бы в относительной безопасности от власти императорского Рима и могли бы служить Богу без посягательств.

Первые из этих отшельников как их называли, не жили общинами. Даже когда несколько из них жили по соседству, каждый жил в своей собственной келье, зарабатывая на жизнь собственным трудом и совершая свои религиозные обряды в одиночку. Жизнь этих пустынных отшельников не предназначена для подражания обычным христианам, даже несмотря на то, что их святость и усердие были одобрены Церковью. Она восхваляет их как людей, которые были исполнены духа жертвенности и стремления к совершенству, которые посвятили себя пожизненной молитве и покаянию, которые победили слабости и стремления природы и отказались от всего ради Бога.

Появление монастырей в церкви

Примерно в 315 году другой святой отшельник, святой Пахомий, основал то, что считается первым монастырским домом, в котором монахи жили вместе в общине. Было видно, что есть большие преимущества в жизни в компании других людей, которые стремятся к той же цели, потому что благодаря взаимному примеру и контакту каждый из них мог бы быстрее продвигаться в добродетели.

Это было незадолго до того, как знание монашеской жизни и понимание ее совершенства распространились по всему христианскому миру.

Монашеское правило

В самый ранний период своей истории общины обычно были независимыми. У каждого из них была своя система правления, но вскоре стало очевидным, что желательно некоторое единообразие, и постепенно для руководства этими религиозными организациями были сформулированы определенные кодексы правления. Одним из старейших и наиболее прославленных монашеских правил является правило, установленное святым Василием. Его законы были адаптированы к религиозной жизни Запада и продолжали использоваться почти повсеместно вплоть до прихода великого «Отца религиозной жизни»  святого Бенедикта, жившего в шестом веке. Он установил кодекс, известный как Правило бенедиктинцев, и в течение нескольких сотен лет почти все монастыри христианского мира подчинялись ему и процветали под его руководством. С течением времени от ордена бенедиктинцев отделилось несколько крупных общин, все еще сохраняющих большую часть духа правил, установленных его святым основателем.

Работа монахов

В первые дни монашества религиозная жизнь предоставляла набожным возможность удалиться от греховности упадочного мира, чтобы они могли освятить себя в уединении. Позже возникла необходимость в миссионерском труде для обращения языческих племен. Затем необходимо было обучить их искусствам цивилизации, и поэтому по всей Европе были созданы монастыри, обитатели которых расчищали дикую местность и возделывали ее. Когда весь христианский мир пребывал в смятении постоянных войн, единственными местами обучения были религиозные дома.  Усердию монахов так называемых Темных веков мы обязаны бесценной классикой греческой и латинской литературы, которая была сохранена, скопирована и передана нам терпеливыми писцами бесчисленных монастырей.

Труды ранних Отцов Церкви дали более поздним векам сокровищницу доктринальных и аскетических знаний, и мы обязаны этим также средневековым религиозным домам. Сами Священные Писания, возможно, были бы утеряны для мира или, по крайней мере, дошли бы до более поздних поколений в несовершенном состоянии, если бы они не были тщательно переписаны и размножены в тысячах экземпляров настойчивым трудом монашеских орденов.

Таким образом, мы видим, что «невежественные и ленивые монахи» были весьма полезны в мире. Они не были ни невежественными, ни ленивыми.

Мы, люди двадцать первого века, действительно были бы невежественны, если бы не их трудолюбие и любовь к знаниям. Современная Европа, возможно, была бы на одном уровне с Европой четвертого века, если бы эти ревностные пионеры не открыли путь к цивилизации и не распространили знания об искусствах и науках среди диких племен Галлии, Германии,  Британии и восточнославянских племен.  Братья монахи Кирилл и Мефодий  проповедовали христианство среди славянских племён и разработали азбуку и письменность.