От чего зависит мотивация учиться

Мотивация учиться — это процесс побуждения, который можно изучать с различных точек зрения, и из-за этого понятие трактуется по-разному в различных ситуациях.

Сложность и многомерность проблемы мотивации определяет множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Мотивация-это не единый процесс, равномерно пронизывающий поведенческий акт от начала до конца. Скорее, побуждение состоит из разнородных процессов, которые выполняют функцию саморегуляции, в первую очередь до и после выполнения действия.мотивация учиться

Однако важно разделить понятия мотивации и мотива.

Мотив — это то, для чего предназначена деятельность: «В качестве мотива могут выступать объекты внешнего мира, идеи, чувства, переживания. Одним словом, все, в чем воплотилась потребность».

Это определение мотива устраняет многие  противоречия в его интерпретации, где объединены энергетический, динамический и содержательный аспекты.

Функции мотивации

Мотивация учиться выполняет несколько функций: она стимулирует, направляет и организует ученика, придает личностный смысл и значимость учебной деятельности.

Единство этих функций и пути получения образования обеспечивают регулирующую роль в поведении. Мотивационная сфера состоит из ряда мотиваций, таких как: идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и так далее.

Теория потребностей тесно связана с теорией мотивации.

Учёные разделяют все потребности на 5 базовых уровней:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в любви и привязанности;
  • потребность в уважении;
  • потребность в самореализации.

При изучении любого предмета потребности второго уровня особенно важны. Только когда ученик чувствует себя защищенным и уверенным, он может успешно учиться новому.

Удовлетворение потребности четвертого уровня позволяют почувствовать себя адекватным, компетентным специалистом. Иными словами, ученики должны осознавать важность изучения для того, чтобы в будущем стать полноценными профессионалами, заслуживающими признания и уважения за свои знания и навыки.

Также важна необходимость пятого уровня — внутреннего роста личности. Ученики должны чувствовать и понимать, что учеба ведет к совершенствованию и духовному росту.

Типы мотиваций

Существует два типа мотивации для изучения: внешняя и внутренняя.

Желательно наличие и развитие обоих этих видов. Те процессы побуждения которые стимулируют деятельность, но не имеют к ней прямого отношения, называются внешними по отношению к этой деятельности. Если они связаны с этой деятельностью, то они называются внутренними.

Внутренняя

Одной из главных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается движущей силой самостоятельной деятельности, а формирование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой области.

Основным видом внутренней мотивации является коммуникативная заинтересованность. Однако, несмотря на то, что этот тип мотивации особенно выражен, его также труднее всего сохранить.

Внутренняя мотивация учиться преобладает над другими, обеспечивая успешную учебную деятельность.

Внешняя

Внешняя мотивация может быть дистанционной, рассчитанной на достижение конечного результата обучения. Внутренняя мотивация близка и актуальна. Следовательно, весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы на каждом уроке учащиеся испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для изучаемого ими предмета.

Внешние мотивы делятся на социальные и личностные:

мотивы оценки, успеха (когда ученики выполняют работу ради  отметка, похвалы), самоутверждение, благополучие (когда деятельность осуществляется под давлением родственников, учителей, чтобы не было неприятностей).

Учебная мотивация

В структуре мотивации особое место занимает учебная мотивация. Мотивация как внутренний стимул, который активирует поведение и дает указания.

Теория мотивации  связана с процессами, которые описывают, почему и как человеческое поведение активируется и направляется. Основной задачей учебной мотивации является организация учебной деятельности, которая максимально раскрывает внутренний мотивационный потенциал личности.

Выделяются следующие мотивы в качестве основных компонентов мотивации учиться:

  • гражданские (преподавание как подготовка к будущей жизни в обществе);
  • когнитивные (приобретение знаний и навыков);
  • социальной идентификации с родителями (соответствует ожиданиям родителей в области учебы и поведения, которые не могут быть оправданы);
  • социальной идентификации с учителем (соответствует требованиям учителя хорошего качества и высоким достижениям ученика);
  • опыта (связанный с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и развлекательными аспектами);
  • материальная мотивация (обучение как предпосылка материальной обеспеченности в будущем);
  • смысл (приобретение и/или поддержание высокого социального престижа среди сверстников);

Причины снижения мотивации учиться

Рассматривая феномен мотивации, необходимо обратить внимание на причины, которые могут быть задействованы в демотивации учеников, а также на условия и способы увеличения заинтересованности.мотивация хорошо учиться

Существует две группы причин снижения мотивации в том числе в школе.

Первая группа — причины, которые зависят от учителя, а вторая группа — причины, которые зависят от учеников.

Причинами, зависящими от учителя, являются неправильный подбор учебного материала, который вызывает перегрузку или недогрузку ученика, низкий уровень владения учителем современными методами обучения такими как электронная система обучения, неспособность выстраивать отношения с учениками и организовывать их взаимоотношения друг с другом,  личность учителя.

Причины снижения мотивации, в зависимости от учащихся, можно резюмировать следующим образом: низкий уровень знаний, неосведомленные мотивы учебной деятельности и, прежде всего, методы самостоятельного приобретения знаний. Иногда это также может быть связано с плохо налаженными отношениями между командой студентов.

На уровень интереса влияет также положение науки в обществе, ее престиж. Заметную роль играют методы преподавания в рамках учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.

Основываясь на этих аргументах, можно сделать вывод, что определенный набор причин влияет на формирование мотивации учиться  в целом. Поэтому можно сказать, что каждый обучаемый индивидуально отличается в стремлении к мотивации учиться.